Юный техник 1965-07, страница 6

Юный техник 1965-07, страница 6

Вся территория страны разбита на подчиняется коллективу диспетчеров.

самолет пролетел над последней точкой воздушного коридора и направился своей дорогой. (Черная грязь — поселок, над которым проходят рейсы южного направления.)

Главный районный диспетчерский пункт командует на очень большой территории. Район с поперечником 1000—1400 км — вот его хозяйство. Иногда сюда входят совсем безлюдные районы Сибири, иногда, наоборот, густо заселенные области европейской части страны. И в тех и в других случаях нужно быть начеку. Предупредить пилота о надвигающейся грозе, о встречных самолетах и о прочих вещах, которые трудно предвидеть.

За пределами зокы этого диспетчерского пункта самолет может переходить в такую же другую, третью и т. д. Но вот он приблизился к аэропорту назначения. И опять его начинают передавать из рук в руки — так же, как и при взлете, только в обратном порядке. Команды, конечно, меняются: ведь корабль не взлетает, а садится. Переходя от диспетчера к диспетчеру, он теряет высоту и, наконец, доходит до диспетчера круга. Предстоит сложный маневр-, пилот должен так вывести самолет, чтобы попасть в створ взлетно-посадочной полосы.

Вспомним: самолет всегда садится и взлетает против ветра, который непрестанно меняет свое направление. Меняется поэтому и курс посадки. А каждый самолет подходит к аэродрому с одной и той же стороны. Как быть?

Авиаторы придумали «коробочку» — воображаемый прямоугольник, пролетев по которому корабль обязательно попадет в створ ВПП (см. рис. на стр. 4). У каждого летного поля — две «коробочки». Они вычерчены на планах аэродромной службы и, кроме того, есть в план-

районы, в которых каждый самолет

шете каждого летчика. Диспетчер круга дает пилоту данные для маневра по «коробочке», заводит на посадку; затем диспетчер стартово-командного пункта сажает его, а диспетчер руления говорит, где ему стать. Лайнер выруливает на свободное место. Рейс окончен.

Мы коротко рассказали о службе движения. Вот и посудите, спокойная ли работа у тех, кто остается на земле.