Юный техник 1965-10, страница 35

Юный техник 1965-10, страница 35

СПИСЫВАТЬ РАЗРЕШАЕТСЯ!

г. нозинсиий

Рис. 0. РЕВО

В конце этого года в Москве состоится съезд советских специалистов по бионике. «Бион» — по-древнегречески «ячейка жизни». И можно догадаться, о чем будут говорить иа съезде: о живой природе. Но не только о ней, а еще и о конструкциях, которые удалось создать инженерам благодаря изучению некоторых животных и растений.

Успехи молодой науки известны. Московский съезд наверняка расскажет нам о множестве новых. А сегодня мы помещаем статью, в которой отмечено лишь несколько конструкций природы, достойных подражания. Подсматривание не возбраняется, а вознаграждается!

Многие знают, что некоторые растения перед дождем складывают свои листья. Например, кислица и луговой клевер. Их стебли — «живая» аппаратура, чутко реагирующая на изменения окружающей среды. Кто знаком с радиотехникой, увидит на

рисунке знакомые обозначения: усиливающее и регистрирующее устройства. Да, стебли в принципе — именно эти приборы. Но как малы они, экономны, чувствительны, как безотказно подают электрические сигналы, предупреждающие о дожде! Биотоки от них пробегут по стеблю — и вот листья уже закрылись.

Недавно сообщалось об экспериментах ленинградских ученых, которым удалось уловить сигналы растений о своих нуждах. Необходим дождь — одни сигнал, воды хватает — другой и т. д. Очевидно, вскоре это можно будет использовать в парниках, а потом и на полях.

Говорят: «трудолюбив, как муравей». А ведь вернее будет: работоспособен. Одно дело хотеть, другое — мочь. И муравей может тащить груз, в 1000 раз превышающий его собственный вес. Предположим, что каждый из нас обладает такой же способностью. Средний вес взрослого человека — 80 кг — помножим на 1000. Получится 80 тыс. кг. Есть грузовики, перевозящие около 40 т. Значит, человек смог бы перетащить два таких гиганта, загруженных доверху! Смог бы, имей он сердце, устроенное по принципу муравьиного.

Конечно, никто не собирается менять у человека его «мотор». Но для инженеров сердечно-сосудистая система муравья небезынтересна. Она весьма совершенное насосное устройство. Клапаны и мышечные муфты гонят кровь в сердце, оттуда она поступает в особый мешок, который сокращается и заставляет дополнительно сокращаться и сердце-иасос. Поэтому муравей такой неутомимый.

Муха сидит на потолке, и это никого не удивляет. А специалисты по бионике спросили: «Почему же она не падает?» Рассмотрели внимательно ее ноги — удивительно сложная система рычагов и передач (рис. на стр. 35 вверху). Малейшая неровность — а ведь идеально гладких поверхностей нет — служит для «цокотухи» опорой. Не позаимствовать ли эту систему альпинистам, верхолазам?