Юный техник 1965-11, страница 50

Юный техник 1965-11, страница 50

К примеру, лаборатории, занимающиеся карантином растений, имеют несколько отделов. Энтомологический определяет, не заражены ли растения вредителями, фитопатоло-гическнй — не больны ли они какой-либо болезнью. Бактериологи выделяют из пораженной ткани растения чистую культуру бактерий и возбудителей болезней и исследуют их свойства. Этим анализ поступившего на экспертизу материала не ограничивается. Фитогельминтологам предстоит выяснить. не заражены ли растительный материал и почва опасным паразитом—червем нематодой. Кроме того, нет ли в них сорняков.

Некоторые вредители и болезни настолько неуловимы, что их можно обнаружить лишь во время роста растения. Его высаживают в особом карантинном питомнике и наблюдают за ним иногда год, а то и два. Срок, как видите, огромный. Но сейчас разработаны новые методы экспертизы, они позволяют ставить диагноз в считанные минуты.

На рентгеновском снимке видны все скрытые пораженные уч ютк м. Опытный глаз сразу определит: вредитель! Но если этэ почему-либо затруднительно, на помощь приходит люминесцентный анализ — ультрафиолетовые лучи.

Обыкновенный клубень картофеля, облученный ими, светится самыми различными' оттенками: серовато-лиловым, серовато-зеленым, ярко-желтым. Каждый сорт имеет свою цветогую гамму. И она нарушается там, где есть повреждение: порезы, царапины, ушибы, гниль... Голубые пятна выдают предательски незаметные вирусы, белесоватый оттенок — повреждение морозом. Люминесценция помогает там, где бессильна даже рентгеноскопия.

Но вредителя мало опознать, его надо уничтожить. Экономно, не выбрасывая продукта. Над кораблем с зараженным грузом взвивается флаг: «находится под газом». Это самый эффективный сегодня способ обеззараживания. В трюмы корабля накачивается бромистый метил.

Иногда вредитель попадается особо трудный, — например, розовый червь. Его, спрятанного в сердце

вине семени хлопка, не так-то просто «вык>рить». Тогда прибегают к специальным вакуумным камерам. Откачивается воздух, расчищаются поры, и по освобожденному пути газ проникает в самое сердце семени, убивая вредителя.

Советский Союз торгует со многими странами. Значительную долю в торговом обороте составляет импорт животных, птиц, мясных продуктов, а также сырья животного происхождения. Продукты, поступившие в наши магазины из-за рубежа, можно смело подавать к столу. К примеру, рыба, привезенная из Исландии, проверена химиками, бактериологами, рентгенологами.

Годному грузу выдается сертификат — путевка в жизнь. Однако это не означает, что контрочь закончен. Бывает, что в сертификате указаны дополнительные меры, которые надо принять на месте назначения. Животных или птиц подвергают дополнительному карантину, пищевые продукты и сырье — обработке.

Сложна, ответственна, требует большой бдительности работа врачей карантинной службы. Доставлены были в наш порт шкуры животных из одной африканской страны. По документам они отвечали всем требованиям. Казалось бы, выгружай и отправляй без промедления. Но работникам пограничного пункта было известно: эта страна самая неблагопол>чная. Там даже нет контрольных карантинных пунктов! Послали пробы в лабораторию. Действительно, более половины шкур оказались недоброкачественными.

В Ленинградском пограничном контрольно-карантинном пункте, откуда я веду свой рассказ, висит большая карта мира. Вся она расцвечена флажками: в какой стране какая болезнь птиц или животных. Посмотрит специалист на эту карту и сразу определит, откуда ожидать опасность. Пестрят тревожные флажки в Австралии, США, Южной Америке. Густо покрыты ими страны Азии, Африки и Европы На территории же Советского Союза вы не найдете зловещих знаков.

Н. БОЛГАРОВ

4*

51