Юный техник 1965-11, страница 8

Юный техник 1965-11, страница 8

За сто лет своей жизни мартены и конверторы значительно усовершенствовались и выросли: среди первых работают установки 900-тонной мощности, на столах проектировщиков уже намечаются силуэты 500-тонных конверторов. Однако будущее этих агрегатов далеко не безоблачно.

Инженеры мечтают о непрерывном автоматизированном производстве стали, о конвейере: с одной стороны в машину входит чугун, с другой — вытекает стальная река. Нынешние сталеплавильные установки приходится ремонтировать каждые 4—8 часов, а мартены два раза в год вообще останавливаются для серьезной починки стенок — футеровки. Какой уж тут конвейер!

Остановка мощного агрегата — прямое следствие полной неорганизованности химических реакций, протекдющих в его чреве. Вот в конвертор залили чугун, выплавленный в домне. В нем углерод, сера, фосфор, кремний, которые необходимо начисто изгнать. Особенно серу и фосфор — именно они виноваты в снижении прочности металла. Некоторые детали машин из-за этого не выдерживают, например, морозов Сибири.

Чтобы избавиться от вредных примесей, в чугун добавляют определенные вещества, продувают его кислородом. Температура возрастает до 1650°. Кремний окисляется в кремнезем, а затем переходит в шлак.

Но этот процесс препятствует де-сульфурации — извлечению серы. Потому в жидкий металл вводят известь. Больше извести — лучше пройдет изгнание серы. Тем более что окислы железа, находящиеся

УКРОЩЕНИЕ СТРОПТИВЫХ

в шлаке, также мешают ее удалению.

Однако от окислов железа вовсе избавляться нельзя: они необходимы для того, чтобы прогнать фосфор. А этому мешает кремнезем. В общем хаос, настоящая «воронья слободка», где жильцы портят друг другу жизнь, как только могут.

Изобретения группы ученых ЦНИИчермета, руководимой доктором технических наук Г. П. Иван-цовымь наводят порядок в этом беспокойном доме.

— Мы, — говорят авторы, — расселили все реакции по отдельным «квартирам» и, прекратив их соперничество, стали добиваться оптимальных условий процесса.

На языке специалистов это называется так: способ получения стали в агрегате непрерывного действия (САНД). Вот принципиальная схема его работы (см. рис. на стр. 8).

Из домны в специальный сосуд — миксер — сливают жидкий чугун, оттуда — в первую «квартиру» : в камеру, где температура относительно невелика — 1300— 1400°. В ней изгоняется сера, причем в благоприятной обстановке: нет окислов железа, препятствующих нужной реакции, нет кремнезема в шлаке.

В следующей «квартире» удаляется только кремний. В мартене и конверторе ему сопутствует и фосфор. Там они мешают друг Другу, разрушают футеровку агрегата. В камере этого не происходит. Никто никому не мешает, а кислая футеровка (она состоит на 95% из Si 0_.) хорошо переносит агрессию железисто-кремнеземистого шлака. В эту же камеру вместе с кислородом вдувается и измельченная руда. Она реагирует с кремнием, поглощая тепло и давая дополнительный пригар. Поэтому температура в камере не очень большая. Это весьма полезно для самого агрегата и его футеровки.

В третьей камере наступает черед фосфора, для чего пускают