Юный техник 1966-03, страница 47Есть читатели, что, придя в библиотеку и взяв с полки книгу, смотрят оглавление и по нему решают, интересная книга или нет. Такие читатели обязательно возьмут книгу А. Кондратова «Алло, робот!». Там такие завлекательные названия глав! Не устоит даже тот, кто с огорчением узнает, что книга вта вовсе не фантастическая повесть про приключения необыкновенного робота. Нет, сразу становится понятным, что книга эта о науке. А когда начнешь ее читать, то с каждой новой страницей узнаешь о совершенно новых науках: лингвистике, семиотике, бионике, кибернетике, математической логике, теории информации... Так ли это интересно? О науках хватает и учебников, а в библиотеку ведь идешь совсем за другим, нежели в школу! И все-таки смотрите: вот как индейцы передают своим противникам сообщение о начале воины; оказывается, можно разгадать язык дельфинов. Или еще: под Ленинградом живет около пятидесяти человек, которые помнят и могут разговаривать на исчезнувшем языке Води... Сразу интересно, правда? В этой книге рассказывается о роботах. Но это вовсе не похожие на человека машины, которые могут открывать двери, мигать цветными огоньками «глаз» и говорить басом несколько слов, наговоренных на пленку магнитофона. Роботы, про которых рассказывается в книге А. Коидратова, выглядят совсем необычно. Это небольшие металлические ящики, откуда выходят десятки проводов, или же шкаф, а то и целые комнаты, заполненные многими тысячами ламп и хитроумных приборов. Но зато сколько они умеют делать! Выдавать билеты, водить самолеты, в минуту совершать недельную работу многих сотен умных и знающих людей... Они умеют переводить с одного языка на другой, расшифровывать неизвестные письма и даже сочинять вальсы и играть в шахматы. Без этих машин невозможно было развитие тех самых наук, одно перечисление которых может отпугнуть некоторых ребят: нам, мол, и старых довольно. Устройство такого экрана пояснено на рисунке 2. Вы видите на нем вертикальные и горизонтальные электроды, между ними слой сегнетоди-электрика. С помощью электронных переключателей к ним поочередно подводится напряжение — сигнал. Когда, например, напряжение сигнала подключено к горизонтальному электроду — второму сверху и к вертикальному — четвертому слева, то в месте их пересечения создается миниатюрный конденсатор — в этой точке сегнетодиэлектрик начинает светиться. Гаснет он не сразу после выключения напряжения, а спустя некоторое время. Этого достаточно, чтобы успеть поочередно «зажечь» все остальные точки экрана. Они подключаются построчно, подобно тому как электронный луч в кинескопе телевизора «зажигает огоньки» люминофора. Так на электролюминесцентном экране и создается изображение. Оно может быть и цветным. Экраны новой конструкции изменили и форму «доставки» фильма к зрителю. Не нужны стали копии, которых сегодня требуется огромное количество, чтобы обеспечить работу кинотеатров. Киногород обслуживает единая аппаратная. В залах, где установлены полупроводниковые экраны, усиливающие свет, кинокартину показывают проекторы телевизионного типа. Они работают автоматически, а сигналы к ним поступают из аппаратной, где и хранятся фильмы. Электролюминесцентные экраны вообще не требуют проекторов. Изображение «диктуют» им специальные аппараты, подобные нынешним видеомагнитофонам и телекинопроекторам. А в самой аппаратной работают только автоматы: они заняты поис- 46
|