Юный техник 1966-03, страница 49А. Соколов, «Спуск на Венеру». Художник изобразил высадку на планету десанта космонавтов. Они спускаются в специальной разведывательной капсуле. Реактивные двигатели тормозят ее падение и придают ей вращательное движение для стабилизации полета. ПРАВДА ИЛИ СКАЗКА? Г. МАЛИНИЧЕВ Недавно в Московском городском Дворце пионеров была открыта выставка картин художников, посвятивших свое творчество космосу. Мы ожидали увидеть там взрослого экскурсовода и ребят в красных галстуках вокруг. А встретили, наоборот, толпу взрослых зрителей, а в середине с указной в руках стоял пионер, московский школьник Анатолий Смирнов. — Нельзя сейчас рисовать пейзажи Венеры, — горячился он, объясняя замысел картины, — с фантастическими чудовищами вроде тех динозавров, что жили на Земле сотни миллионов лет назад!.. Что же, Анатолий прав, это противоречило бы последним данным уче~ ных о соседней нам планете. Нелегкая у фантастов судьба: крылатую мечту приходится все время поверять формулами науки. Их трое, представивших свои работы на суд зрителей. Один из них — художник, увлеченный космосом, другой — ученый и художник, ученик известного советского живописца И. Грабаря, и, наконец, носмонавт, рисунки которого вы, наверное, не раз видели в газетах и журналах. По счастливой случайности все они, в силу своих профессиональных знаний, более кого-либо могут быть сами себе судьями. Им и слово. «ЯВНЫХ ЛЯПСУСОВ НЕТ!» Андрей Соколов повествует в своих картинах о борьбе первых звездолетчиков с суровой природой иных миров, о работе первых научных станций на Луне, о корабле, проникшем в кольцо Сатурна, о строительстве искусственной планеты из астероидов. Его работы отличаются выдумкой, динамикой, сугубо индивидуальной манерой письма. Он часто применяет флуоресцирующие краски. Богатая фантазия его «забирается» в самые отдаленные уголни вселенной, находит там и будничную работу космонавтов и энзотику. О себе он говорит: — Я исследую космос средствами фантастики. И наука — мой надежный инструмент для исследования. Работы известного астронома Тихова дали мне основу для подбора красок при изображении пейзажей Венеры и других планет, расчеты астрофизика Шкловского помогли нарисовать спутники Марса, наблюдения ленинградского ученого Козырева стали материалом для рисунков лунных вулканов, извергающих ионизированные газы, а книги профессора Воронцова-Вельяминова облегчили изображение далеких звезд и туманностей. 49
|