Юный техник 1966-04, страница 13

Юный техник 1966-04, страница 13

ОРЛИНЫЙ ГОРОДОК

(Окончание. Начало см. на стр. 2)

Лактамное масло проходит теперь так называемую стадию улавливания в аппарате для отделения лактама от растворов солей (4). Потом оно подвергается выпарке в аппарате для отгонки воды (5) и дистилляции в специальной колонке (6). Чистый лактам — дистиллят в виде той же вязкой жидкости поступает в приемник (7), где установлены барабаны с холодной водой. Жидкий лактам, попадая на вращающуюся поверхность барабанов, застывает и приобретает вид матовой пленки, похожей на раскатанное тесто. Тут же у барабанов специальные ножи превращают пленку в крошку. Это и есть конечный продукт всего процесса — лактам, полуфабрикат капрона.

Итак, что же предложил старший аппаратчик Захарченко? На первый взгляд резервов нет. Но если каждый день кропотливо анализировать данные, то выясняется, например, что можно уменьшить содержание не-прореагировавшего анона в оксиме, если повышать на 3 г/л содержание гидроксиламинсульфата в сульфате аммония. Это сокращает потери анона и улучшает качество продукта. Экономия за 3 месяца — восемьдесят один рубль.

Или, например, если в аппарате

стадии улавливания увеличить щелочность на 0,1 г/л, а температуру сульфата, который подаете»- в аппарат, уменьшить на 3—5 градусов, уменьшится содержание гидроксиламинсульфата в сульфатах. Это дает экономии 0,36 кг гидроксиламинсульфата на каждую тонну выпускаемого капролактама.

Смена Сергея Тюленина первая на комбинате подхватила призыв Захарченко. Каждый на своей стадии, на своем рабочем месте ежесменно, ежечасно анализировал нагрузки, показатели. Тут же шли в цеховую лабораторию к Ане Стариковой. Расчет, анализ, снова расчет... Как будто небольшие цифры складывали — 0,01 + 0,03, а в итоге за месяц смена сэкономила 2280 рублей.

...На стадии нейтрализации у щитов старший аппаратчик Алла Бут-кова. Время от времени она подходит к соседним двум щитам, смотрит на показатели и записывает их в отдельную книгу. Здесь, у этих двух щитов, — рабочее место аппаратчика Сергея Тюленина. Потому что ребята уверены: не случись с ним того, что было в январе 1944-го, он стоял бы сейчас рядом с ними, на этом самом месте.

А. АРЗАМАСЦЕВА

Щитовая завода аммиачной селитры.