Юный техник 1966-04, страница 55
ХОХЛОМА Рис. А. БАБАЕВОЙ Ложки режутся, а чашки, миски нужной формы точатся на токарном станке. Белые, некрашеные изделия проходят длительную и сложную обработку, прежде чем станут сияющими, расписными — хохломскими. Каждое изделие, например ложку, сначала просушивают, а затем она проходит несколько последовательных операций: «вапление» — покрытие жидкой глиной—«вапой»; «вгонку» — пропитывание пьняным маслом; четырехкратное покрытие олифой (Каждая из этих операций, как и дальнейшие, требует последующей термической обработки.) За смазкой опифой следует процесс «пужения» — натирание пожки порошком алюминия. Порошок пристает к липкой, пропитанной маслом поверхности изделия. Оно становит ся серебристым, блестящим, готовым к росписи. Художник росчерком кисти наносит узор. Роспись делается масляными красками. Расписанную ложку натираю четыре раза олифой и два раза лаком. После лакировки и предварительной просушки ее кладут в печь для «за-капки». Под влиянием температуры 100—200° лак темнеет, становится желтовато-коричневым, а серебристый порошок, просвечивая под слоем лака приобретает золотистый блеск. Основ народной, декоративной хохломской росписи составляют мотивы растительного орнамента: «травки», ветки, цветы, ягоды. Иногда встречаются птички. Все это берется из жизни. Народный мастер никогда не утрачивает драгоценного Дара большого художника — таланта Удивляться окружающим миром. Хохломской художник наносит свою роспись без предварительного рисунка. Свободный прием росписи, гибкость и плавность движения кисти с разнообразным нажимом создает всегда новый, то бопее широкий, то бопее тонкий, мазок. Поэто- 53 |