Юный техник 1966-07, страница 27Рис. 3 Участок лент-рсаьного поста подводной лодки. Видно со времен Магеллана у моряков живо желание всегда видеть над головой чи стое небо, звезды, которые помогут 1ТЫ екать дорогу И сейчас подлодки тоже всплы вают, чтобы посмот реть на 1везду, но уже на искусственную. Рассчитав время, когда спутник Земли пролетает над подводным кораблем, тот появляется ка поверхностг океана С перископной антенны посылается закодированный сигнал Спутник улавливает его, запоминает и через какое го время передает на Большую землю. В свою очередь, лодка также получает с искусственной звезды сообщения, приказы, посланные из центра. Короче говоря, спутник зте своеобразная почта до востребования для земли и для подлодки (см. 4-ю стр. обложки). В то время как со спутником идет связь, штурман засекает несколько светил, в их числе и спут лик Координаты светил известны из таблиц, а ко ординаты спутника сообщает он сам Так уточняется местонахождение лодки А что же делают на подлодке люди? Получается вроде, что она пустая. Но нет — у каждого прибора стоят моряки (рис. 3). Они во первых, следят, чтобы техника не подвела, а в особо важные мину ты берут, как говорится, всю ответственность на себя. Т5о время тревси у штурвала становится рулевой. живой, а не ав10ыатический Перед ним экран, на котором видьо все, что делается впереди, с боков, сверху и сниьу лодки Рулевой как бы гмотрит через стекло автомашины вот -«.шоссе», выше поверхность воды, а ниже — океаническое дно. Лодка идет правильно — «шссс а» сходится на экране в одной точке (см. рис. 4, Г) Лодка подня лась, < шоссе» нырнуло (А), а если оно поднялось, то лодка идет ниже, чем ладо (Б). Положение В говорит, что нужно повернуть впраьо и погрузиться. Мы коротко рассказали о технических средствах, не ;,™ющих подводнггм лодкам заблудиться ч океане. Их перечень можно было бы продолжить. Но "с'жно друое. Отрезанная от мира ощным слоем *юды. как будто слепая, глухая современная субмарина все же с гсышит и видит на мнегие мили кру-™м В нее вложено не меньше инженерного искусства, чем в спутники Земли. Рис. 4. 25 |