Юный техник 1966-07, страница 64

Юный техник 1966-07, страница 64

.^З&ЭВАРИСТ ГАЛУА

Л. ГУМИЛЕВСНИЙ

Гениальностью мы называем высшую степень таланта. А «талант, — говорит А. М. Горький, — развивается из чувства любви к делу, возможно даже, что талант в сущности и есть только любовь к делу, к процессу работы».

Можно подумать, что именно Эва-рист Галуа, гениальный математик, своею короткой и необыкновенной жизнью привел Горького к этому убеждению.

Галуа жил очень мало, всего двадцать один год, с 1811-го по 1832-й.

Пришел юноша или даже мальчик в коротких штанишках и положил на стол несколько страничек из ученической тетради. Аккуратный солидный дядя скользнул по ним глазами и вдруг встал.

— Кто это сделал] — спросил он строго. — Ты! Не может быть!

Так или примерно так удивляются взрослые, столкнувшись с выдающимся открытием, гипотезой, изобретением юиого ума.

А почему не может быть! Разве нет в истории тому примеров! Конечно, есть, и много. Мы не будем называть сейчас имена этих первооткрывателей, а расскажем о них на страницах «ЮТа», помеченных словами «Вышедшие на рассвете». Это будет повесть о тех, кто начал свой научный поиск еще на рассвете своей жизни.

Он был сыном директора интернату в предместьях Парижа и получил воспитание и образование еще дома. Когда его поместили в парижский коллеж Людовика Великого, четырнадцатилетний мальчик по некоторым предметам превосходил познаниями учителей. Но не следует думать, что люди бывают гениями от природы. Каждый может развить свою мыслительную способность, если будет упражнять ее. Вот о развитии этой способности и постарались родители Эвариста. ^

Эварист хотел стать судьей, врачом, педагогом, но никогда не думал о математике. Он заинтересовался геометрией, а затем алгеброй в шестнадцать лет, когда в третьем классе ученики коллежа стали проходить эти предметы. Именно потому, что он обладал уже развитой мыслительной способностью, он легко прочел тогдашние учебники Ле-жандра и Лагранжа и заинтересовался решением уравнений высших степеней. Вновь назначенный в коллеж профессор Ришар обратил внимание на Галуа и поддержал его интерес именно к этой, одной из основных проблем алгебры.

С тех пор и до конца жизни Галуа с необыкновенным терпением и любовью занимался исследованием условий разрешимости уравнений в радикалах. Рассмотрев бесчис-

62