Юный техник 1966-08, страница 26БЛИЗКАЯ И ГРОЗНАЯ ЗЕМЛЯ С. КРАЙНЕВ Рис. В. СТРАШНОВА Скучный голос из репродуктора: «Рейс задерживается из-за нелетной погоды». Самый быстрый и удобный вид транспорта показывает пассажиру свою оборотную сторону: утомительное сидение в аэропорту. Аэропорт места назначения не принимает самолеты. Это значит, что погода «ниже минимума». Минимум погоды — наихудшие условия вертикальной и наклонной (от самолета до начала взлетно-посадочной полосы) видимости, при которой еще разрешается посадка. Для большинства европейских аэропортов при посадке реактивных самолетов минимум погоды должен быть не ниже 60X800 м. Другими словами, если пилот из-за тумана или плотной пелены дождя не видит дальше 60 м вниз и 800 м перед собой — посадка запрещена! При посадке в туман и дождь да еще ночью слишком мало времени дается пилоту для принятия решений, слишком быстро меняется обстановка, а возможности человека ограниченны. Поэтому приборы, позволяющие как бы уменьшить минимум погоды, автоматически снижающие самолет до высоты, с которой сквозь пелену снегопада или тумана явственно проглядывает земля, весьма и Весьма полезны. Собственно говоря, посадка по приборам — «слепая посадка» — известна уже довольно давно. Еще в конце 30-х годов советские инженеры разработали систему посадки с помощью ультракоротковолновых радиомаяков. Маяки должны вести самолет в вертикальной плоскости — на сближение с землей и в горизонтальной — направляя по оси взлетно-посадочной полосы (ВПП). Траектория снижения самолета в вертикальной плоскости называется глиссадой (от французского слова glisser — скользить), и первый маяк получил название глиссадны!?. Второй — помогающий выдерживать курс — курсовой. Глиссадный маяк излучает под углом друг к другу два сигнала разной частоты: например, 90 и 150 герц. В результате пересечения зон действия сигналов (рис. 1) образуется равносигнальная зона — линия, по кото- ГАИССАДА ПОСАДКИ Г*ВН»«ИГМ»ЛкНАЯ 3«НА КУРСОВОГО »лди»- МАЯКА МЮНОСИГНАЛЬНАЯ зои* глиссддкет» РАДИОМАЯКА ЯО КМ й гм» ->00* Рис. J. |