Юный техник 1966-09, страница 48

Юный техник 1966-09, страница 48

Норильск — город творчества

ЧУДЕС НЕ БЫВАЕТ?

В. ЛЕБЕДИНСКИЙ

Инженер долго сопел в трубку, покашливал. Потом он взорвался: «Я ничего не понимаю. Не понимаю! Вручную, без чертежей сделать так точно. Просто чудо!..»

В 1947 году на Норильский комбинат пришла иностранная паровая турбина. Двух рядов лопаток на ней не было. Их повредили в пути и потом сняли. Что делать?

Обратились сначала на один завод. Там отказались — слишком сложно. На другом обещали сделать, но... через три года. А ток от новой турбины ждали цехи обогатительной фабрики. Не будет тока — не зашумят в них машины. И наверное, слесарь-лекальщик Михаил Васильевич Ковалевич слышал о неприятности. И то ли он сам предложил свою помощь, то ли пришли к нему — теперь не вспомнить. Виртуозность Ковале-вича на комбинате славилась, и никто не удивился, когда он, бросив все дела, стал заниматься лопатками.

Первый успех Ковалевича — остроумные устройства и приспособления для изготовления лопаток. Он сам придумывал их, сам вычерчивал и сам делал.

И вот — лопатка, пока единственная, неказистая, еще не конченная, но все-таки настоящая, с правильными рабочими поверхно

стями. Она требовала доводки, но уже было ясно, что и остальные удастся сделать.

Через четыре месяца они были готовы, 52 полированных близнеца. Когда их взвесили, то узнали, что наибольшая разница в весе достигает нескольких миллиграммов.

Из Ленинграда приехали опытные инженеры—началась проверка. Она длилась несколько дней. \ потом ко мне позвонил старший специалист, долго сопел в трубку, покашливал и сказал...

Турбина с лопатками М. В. Ковалевича работает и посейчас.

СНЕГОДУЙ

Паровоз завалило снегом до самой трубы. Казалось, он стоит не на рельсах, а в поле.

— Здесь, что ли, щиты ставить? — ехидно и как-то зло спросил один из рабочих. Злиться было отчего. Весь день тысячи людей расчищали дорогу Норильск — Дудинка, а за ночь ее опять завалило.

Нехотя разобрали инструмент, откопали уже готовые ямы. Поставили один столб, другой. Между ними набили доски. И к вечеру три щита были готовы.

Пурга ночью вошла в силу.

— Свалит щиты, — махнул рукой все тот же рабочий.