Юный техник 1966-09, страница 49

Юный техник 1966-09, страница 49

Вышли рано. Около щитов остановились: небольшой, с десяток метров, участок пути был вычищен, что называется, до блеска.

— Кто же придумал эти штуки?

Бригадир ответил:

— Потапов.

...Сейчас, когда приезжаешь в Норильск по железной дороге, не обращаешь внимания на щиты Потапова. Их идея и конструкция предельно, гениально просты.

Сильный ветер ударяется в большие наклонные плоскости, направляется вниз, суммируется и вырывается из-под щитов, как из брандспойта. Он попадает на рельсовый путь и, подхватывая снег, уносит его. Даже большие камни не выдерживают его силы.

Свои первые щиты Михаил Георгиевич Потапов испробовал на трассе Норильск — Дудинка в тридцатых годах. А в 1943 году появилась его первая статья о способах борьбы со снежными заносами. Началось исследование метели, вычерчивались пути воздушных струй, снежных потоков, определялся угол, под которым их лучше всего встречать, изучались наиболее удобные конструкции щитов.

Не всюду, как оказалось, щиты могут работать «дворниками». Только там, где ветер всегда дует поперек железного пути и редко

меняет свое излюбленное направление. В других же местах приходилось ставить задерживающие щиты. За зиму они снимали богатый урожай: задерживали до 35 м снега.

Конструкции М. Г. Потапова — «снегодуя», как его любовно называли норильчане, — приносили ежегодно 10 млн. рублей экономии. Ведь раньше пути приходилось расчищать вручную. А сейчас северная дорога надежно охраняется, и поезда по ней ходят круглый год.

ТЫСЯЧИ ТАЛАНТОВ

Научно-техническое общество Норильского комбината располагает сотнями изобретений и открытий, о которых знают и у нас в стране и за рубежом. Эта особенная жилка, эта любовь к делу заметна и среди юных умельцев города: ведь они стараются походить на своих отцов. В Клубе юных техников Норильска—1000 ребят, во Дворце пионеров — еще больше, а в школах любят изобретать и мастерить, видимо, все.

Наш корреспондент застал только двоих юных норильчан: учеников 10-го класса Сашу Стецко и Бориса Годкина. Они доводят модель кибернетической черепахи, выполняющей более 10 команд. Она объезжает препятствие, реагирует на звук, выпускает антенны и т. д. А может быть, это не черепаха, а судно для иных планет? Ведь недаром ребята назвали ее «Икаром».