Юный техник 1966-09, страница 53

Юный техник 1966-09, страница 53

БАЙКАЛ.

Ею большая судьба

Крутые, заросшие лесом берега, застывшая в огромной котловине зеркальная гладь — таков Байкал летом. А осенью, когда задует «баргузин» или «сарма», небо меркнет, вода сбивается в пенные барашки и пахнет штормом, настоящим, морским. В самом деле, ведь «русское чудо», как часто называют Байкал, по своим размерам не уступит иному морю. Его длина — как от Москвы до Ленинграда, километровые глубины — словно в океане, а воды в нем столько, что с лихвой хватит на Азовское и Аральское моря и еще останется. Байкальская вода — самая вкусная и прозрачная. Наклонишься и видишь, как через стекло, плавающих у каменистого дна рыбешек.

Однако не только дикой красотой и хрустальной водой знаменито озеро. Живут в его глубинах около тысячи видов различных животных, и больше половины из них встречаются только в Байкале. Тут и маленький тюлень-нерпа, и вкусный омуль, и редкая рыба голомянка, которая не мечет икру, а приносит живых детенышей. Вытекает из Байкала Ангара, впадают в него свыше 300 рек и речушек, но нет в них таких уникальных животных. А многие из обитателей озера и1 сейчас такие же, как миллионы лет назад. Поэтому ученые называют Байкал палеонтологическим музеем.

И вот задумали работники лесной промышленности построить громадный комбинат по выработке целлюлозы — ценного волокна для нашей промышленности. Что нужно для этого? Во-первых, много леса, во-вторых, много чистой воды. А Байкал — это гигантская чаша с чистейшей водой, окруженная лесными массивами. И решили: быть комбинату, да не одному, а сразу двум на Байкале. Решение приняли сразу, без совета с учеными. Так на свет появилась «проблема Байкала».

Одним из главных действующих лиц в этой истории выступает байкальский лес или, как его иногда называют, «краснолесье» — особый лес. Вставшая на горных склонах сосна имеет характерный цвет и отличные качества по прочности. Сибирская тайга, если двигаться от байкальских боров на восток или запад, будет гораздо беднее. Лесное безбрежье раскинулось вокруг озера по всему течению Ангары и ее притокам. Специалисты-лесоводы подсчитали, что в байкальской зоне годовой прирост леса составляет 2,6 млн. куб. м. На нужды местной промышленности ежегодно вырубается 2 млн. куб. м. Прожорливые комбинаты потребуют еще 2,7 млн. Рубить все вокруг? Это значит — уничтожить и вековые деревья и не успевший стать ла ноги молодняк. И скоро нужды производства заставят вырубить весь лес вокруг Байкала и начнется цепная реакция: лишившись защиты деревьев, почва станет разрушаться и дождями выноситься в озеро, обвалы и оползни подточат берега, пересохнут речки и протоки. Гобийская пустыня подступит к самому озеру или, вернее, к тому, что от него останется. Исчезнут реки — упадет уровень Байкала, нарушится работа гидроэлектростанций Ангарского каскада.

Есть еще и другая проблема, связанная с Байкалом, — пресная вода. Кажется, на Земле ее сколько угодно. Годовой сток пресной воды ученые оценивают цифрой 4300 «млрд. куб. .м. А потребляют все люди -на Земле только 70 млрд. — 2 процента от годового -поступления. Выходит, что расходуется лишь ничтожная доля. Но оказывается, что распределяется пресная вода не так, как хотелось бы. В одних районах, например в пустынях, ее мало, в других — избыток, а перераспределять ее люди еще по-настоящему не умеют, да и дорого это будет стоить. Не накапливать ли воду ег подземных хранилищах? Ведь полезные ископаемые в земле сохраняются тысячелетиями. Оказывается, нельзя, потому что со временем вода портится.

Между тем пресной воды на нашей планете остается все меньше и меньше. За «последние 50 лет исчезли многие ручьи -и речки. С оставшимися тоже неважно. Если раньше грязные реки были наперечет, то сегодня легче пе-

4*

51