Юный техник 1968-01, страница 50

Юный техник 1968-01, страница 50

< :ледниЙ';.-; Жизни

эпизод

«Кибернетическая

смесь» — так назвал свою книгу писатель В Пекелис Она составлена из отдельных новелл-глав, которые читаются каждая порознь как неб< льшие увлекательные истории. А все вместе составляют книгу, написанную по единому замыслу. Сегодня вы знакомитесь с одной из esae этой книги.

Хоть это н рассказ, но не выдуманная история. В научно-исследовательской лаборатории компании «Дженерал моторе» в Чикаго совершечнт необъяснимо раскапризничался электронный робот: когда хотел — включался, 'когда хоиел — останавливался делал массу ошибок. Люди сбились с ног Только все наладят, проверят а он опять начинает капризничать. Робот мучал всех целую неделю.

Как всегда, помог случай Неожиданно заметили, что робот дурит, когда мими проходит хорошенькая секретарша. Робот влюбился? Нет, это уж слишком. Влюбился не р"юбилея, но попал под полное влияние секретарши краска, которую девушка накладывала се-б( на лице, искажала чувствительность фотоэлемента У робото! как и у людей, есть своя история и даже древняя К древнейшим роботам принадлежит модель человека, построенная Птолемеем Филадельфогл Но увы, устройство этого «человека» осталось неизвестным — будем считать его полумифическим.

Другой робот, «железный человек» Альберта Великого прочно вошел в историю и более се иисот лет гуляет по страницам разных кии! Тридцать лет его строил знаменитый немецкий философ н алхимик А когда построил, сделал своим привратником

Много их было — механических людей, флейтистов, барабанщиков, танцовщиц даже парикмахерор, ма шров, булочников, писцов О г^льшом искусстве их создателей говорит такой случай. Знаменитый фран-механи] Жак Вокансон хотел построить ткац-автомат. Об этом узнали лионские ткачи и заду-избить изобретателя Тогда Вокансон в насмешку над ними построил осла, который ткал на станке

Увлечение автоматами — механическими подобиями человека — закончилось в начале XIX веьа. Не будем делать философских и социальных анализов, а скажем только одно в re они, «неживые» люди, хотя и были забавой и развлечением знати, сослужилн свою службу технике Эти искусные творения стоят у истоков пути, которым шло развитие автоматики.

Давно умолкла диковинная музыка, не играют больше механические флейтисты. Из шумных парадных покоев дворцов и замков королей механические люди перебрались в тихие музейные з; лы

Нсьые времена принесли с собой новые идеи — людей «электрических».