Юный техник 1968-03, страница 29

Юный техник 1968-03, страница 29

Научные заседания иногда проходили и вот так...

ством металлического урана и тория, потому что в этот город раньше всех должны были вступить советские войска.

Среди огня и дыма рушившейся Германской империи действовала американская разведка. Она вывезла из-под развалин Штатфурта 100 т урановой руды.

Из пылающего Франкфурта американцы вывезли архив и уцелевшую физическую лабораторию. Из башни на окраине Хайгерлока они извлекли 1,5 т чистого металлического урана и вместе с тяжелой водой отправили в Лос-Аламос. А в апреле 1945 года арестовали и интернировали всех виднейших немецких ученых-атомщиков: Отто Гана, Макса фон Лауэ, Вайц-

зексера, Герлаха.

♦ * *

Над безводной пустыней Нью-Мексико висело безжалостное палящее солнце! Несмотря на конец войны с Германией, невзирая на страшную жару и нехватку воды, ученые на «участке игрек» работали словно в угаре, охваченные ажиотажем состязания. Они уже готовы были открыть тот «неведомый доселе сосуд», чтобы взглянуть на злого духа разрушения.

В «зону смерти», так было названо место испытаний в Алламогордо,

бомбу доставили 15 июля и водрузили на 33-метровую стальную вышку. Для успокоения нервов радио все время передавало танцевальную музыку...

Забрезжил рассвет рокового дня. По небу неслись черные грозовые тучи, то и дело вспыхивали молнии, и надо всей пустыней рокотал гром!

В 5 час. 30 мин. утра 16 июля 1945 года произошел взрыв.

«Вся окрестность озарилась палящим светом, яркость которого во много раз превосходила яркость полуденного солнца! Спустя тридцать секунд после взрыва воздушная волна сильно ударила по предметам и людям, и тотчас раздался раска-тистый, чудовищный леденящий рев...»

Когда взошло солнце и осветило землю, в пустыне близ Алламогордо все уже было кончено. Грибовидное облако рассеялось, унося с собой в небо радиоактивные остатки

и частицы элемента стронций-90. • * •

И снова мы видим усталое, задумчивое лицо И. В. Курчатова. Трудно угадать, какие чувства испытывал он, узнав об американских испытаниях.

В тот вечер он долго сидел в своем кабинете и что-то писал. Весело потрескивали дрова в ками