Юный техник 1968-03, страница 27

Юный техник 1968-03, страница 27

ATOMrlOS ПЛАМЯ

Г ЕРШОВ

(Продолжение. Начало

Эти таинственные заводы и город Лос-Аламос, обнесенные колючей проволокой, порождали в округе невероятные слухи, и людская фантазия рисовала страшные химеры и догадки. Народное воображение и интуиция, как всегда, и на этот раз

были недалеки от истины.

» » »

А в то время по «Дороге жизни» из блокированного Ленинграда вместе с ранеными и изнуренными от голода людьми на одной из «полуторок» ученые везли несколько килограммов урана. Это было все, чем тогда могли располагать в своих опытах советские физики. Бесценный груз доставили в Казань.

В этнографическом музее города среди чучел много миллионов лет назад вымерших животных возобновились лабораторные опыты с ураном.

Для Советского правительства не было тайной, что в Германии и США ведутся секретные работы по созданию нового сверхмощного оружия. В 1942 году Курчатова вызвали в Кремль. Он получил задание возглавить работы по созданию нового оружия.

Условия для работы были крайне тяжелые. Не хватало измерительной аппаратуры, электроэнергия подавалась с перебоями, не хватало людей.

Мы видим склонившегося над приборами Георгия Николаевича Флерова, Бориса Васильевича Курчатова, брата Игоря Васильевича, и, наконец, самого Игоря Васильевича, сидящего за столом над рукописью.

Тогда их было всего трое...

* * *

Осень 1923 года. Имея уже оконченный Таврический университет, Курчатов приезжает из Крыма в Петроград.

И начался путь в науку, тернистый, полный лишений и трудностей. Без стипендии, подрабатывая

«. «ЮТ» № 2, 1968 г.)

где только возможно, Курчатов учится в физико-техническом институте. Здесь в 1924 году он делает свое первое научное исследование «К вопросу о радиоактивности снега».

Но молодой ученый недоволен, одному из друзей он пишет: «Меня беспокоит судьба русской науки, неужели у нас перевелись богатыри науки?»

Работая под руководством А. Ф. Иоффе, Курчатов проявляет свои удивительные свойства исследователя и организатора.

«Осанка Игоря Васильевича такая же сильная, как у Маяковского, — высокий рост, широкие плечи, его глаза задорно блестят. Шаг его широк. Он энергичен, подтянут и весел.

Без отдыха он работает до глубокой ночи, отказываясь от заграничных поездок, с головой окунувшись в исследования». Так характеризует его один из соратников. Мы видим кадры:

...Вот Курчатов среди лабиринтов приборов физической лаборатории. Вот, склонившись, что-то пишет. В задумчивости он оперся о гир* лянду высоковольтной установки, смотрит куда-то вдаль. Вот он, радостный, улыбающийся, на встрече с молодым Жолио-Кюри, приехавшим в Ленинград.

В двадцать семь лет Курчатов становится заведующим одной из крупнейших лабораторий института. В двадцать девять ему без защиты диссертации за научную работу в области исследований сегнетоэлект-риков присваивают звание докторе физико-технических наук.

И вдруг Курчатов бросает все и решает идти в новую, неизведанную область нейтронной физики. Вдруг? Нет, глубокие раздумья ученого подсказывают ему, что атому принадлежит большое будущее.

«Мы что, для забавы учились? Для образованности ставили опыты?

4 «Юный техник» № 3