Юный техник 1968-03, страница 28

Юный техник 1968-03, страница 28

И. В. Курчатов u М. В. Келдыш

1945 год... Грохот артиллерийской канонады, свист падающих бомб, взрывы... рушатся здания, огнем охвачены целые кварталы.

15 марта 1945 года 612 американских «летающих крепостей» до основания разбомбили завод «Ауэргезелльшафт» в Араниен-бурге, занимавшийся производ-

Мы что же, интеллигенты, не знаем, что нам в жизни делать?

Вот супруги Кюри стоят у «врат царства». Познать атомное ядро, основу вещества — какая великая проблема!

Жолио и Чедвиг открыли нейтрон, Андерсену открылся позитрон, Кон-кокфорт и Уолтен расщепили протонами ядра лития!

Первые — Кембридж, Париж, Рим! А почему не Харьков? Почему не Ленинград? Что, наши головы хуже? Руки слабее? Нет! Все можем! Пора браться за самое главное-Сила наша — сила народная, несокрушимая».

Крупно, во весь экран, мы видим волевое, мужественное лицо молодого Курчатова. Камера делает отъезд, и перед нами — Игорь Васильевич среди ученых, инженеров, техников и рабочих, участвовавших в запуске первого в Европе циклотрона.

В эти годы он вместе с Русино-вым открывает явление ядерной изомерии.

Публикует 24 работы по атомному ядру.

Выступает с теоретическими докладами. Вместе с группой ученых разрабатывает и передает в президиум Академии наук СССР конкретный научно обоснованный план овладения атомной энергией.

Это была эпоха поисков и у нас и за рубежом.

На экране опять 1943 год. Курчатов в сером костюме, заложив руки за спину, стоит под березами, низко опустившими свои зеленые кудри. Убегают за горизонт картофельные поля. Здесь, на окраине столицы, близ Москвы-реки, должен вырасти исследовательский атомный городок. А пока все лаборатории разместились в трехэтажном кирпичном здании.

Вот имена тех, кто с Курчатовым закладывал фундамент советской атомной науки: А. Алиханов, И. По-меранчук, И. Гуревич, Г. Щепкин, Г. Флеров, Я. Зельдович, Ю. Хари-тон, И. Кикоин и М. Козодаев. Синельников уехал в освобожденный Харьков организовывать вспомога-ельную лабораторию. Позднее к этим энтузиастам присоединились И. Головин, Н. Правдюк, В. Гончаров, И. Панасюк, П. Спи-вак, С. Баранов и многие другие.

Мы видим этих неутомимых тружеников, работавших в лабо< раториях по 12—14 часов в сутки. До глубокой ночи горели огни в окнах атомного городка. Несмотря на невзгоды военного времени и личные жертвы, наши атомщики шаг за шагом шли к намеченной цели.

26