Юный техник 1968-09, страница 21

Юный техник 1968-09, страница 21

ВОЙНА С ПОМОЩЬЮ ТРУБ

Б. КЛАВДИИ

Грохочущие полчища танков и бронетранспортеров, ревущие армады самолетов, тягачи, самоходные орудия, грузовики, вертолеты — вот та боевая техника, без которой стали невозможны военные действия. Современная война — война моторов. И поэтому снабжать войска горючим не менее важно, чем подвозить снаряды и продовольствие. Вовремя доставленные иной раз бензин, керосин, солярка решают исход сражений. Так, например, американское наступление под Ме-цем в прошлой мировой войне сорвалось именно из-за нехватки жидкого топлива. Однако доставить его под огнем противника, когда каждая шальная пуля или осколок грозят превратить цистерны в пылающие факелы, дело рискованное. Опыт прошлой войны доказал — безопаснее и надежнее всего «транспорт, который не движется», то есть трубопроводный.

Прежде всего трубопровод почти неуязвим с воздуха: его нелегко обнаружить, а обнаружив — трудно разбомбить. Зато в военной обстановке трубопровод диаметром всего пятнадцать сантиметров не уступает по своей производительности целой железнодорожной линии, по которой везут нефть в цистернах.

...Осень 1941 года. Ленинградская блокада. Немецко-фашистские потока перерезали железные и шоссейные дороги. Зимой удалось наладить сообщение с осажденным городом по льду Ладожского озера. Под непрерывным артиллерийским обстрелом, градом авиационных бомб и снарядов автомашины везли продовольствие, боеприпасы, горючее. Весной пользоваться дорогой стало невозможно. Топливный голод грозил обезоружить защитников города.

В этом почти безвыходном положении Государственный комитет обороны принял решение проло

жить трубопровод по дну Ладожского озера. Впервые в нашей стране предстояло построить подводный бензопровод длиной в 30 километров. Да еще вблизи линии фронта.

Трубы сваривали на берегу в длинные — до двух километров — плети, и трактор подтаскивал их к воде. Дальше плеть втягивал в озеро пароходик-буксир. Чтобы трубы не тонули, к ним привязывали бревна-поплавки. На плаву плети сваривали друг с другом, рубили веревки, удерживавшие бревна, и трубопровод опускался на дно. Немцы решили во что бы то ни стало помешать строительству. Регулярно несколько раз в день начинался артиллерийский обстрел трассы, один за другим на строителей пикировали самолеты. Но когда погибал один сварщик, его место занимал другой. Через две недели — 16 июня 1942 года — по тонкой стальной трубе долгожданное горючее потекло в Ленинград. Если ледовую трассу ленинградцы прозвали «Дорогой жизни», то подводный трубопровод, в двух километрах от линии фронта снабжавший топливом моторы боевых машин, вполне заслуживает почетного имени «артерии жизни». Её ниточка успешно работала почти два года и способствовала разгрому фашистов под Ленинградом.

В Советской Армии созданы специальные лнженерные части.

Однажды на учениях «противник» «уничтожил» полностью все мосты и переправы на большой реке. А части, форсировавшие с ходу водную преграду, уже вели бой на другом берегу. Им нужно было горючее. Авиация «противника» не давала ходу автоцистернам и бензовозам. Тогда и отличились трубопроводчики. Плавающий вездеход стремительно пошел в воду, буксируя за собой нитку бензопровода. Вслед за ним на западный берег переправили укладочные машины. Они на большой скорости разложили зеленые длинные трубы. Трубопровод змеей побежал по кустарникам и перелескам к пунктам заправки. В районе учений за несколько дней проложили трубопровод длиной свыше 600 километров! Тыл всегда готов обеспечить войска «кровью машин» — горючим.

8*

19