Юный техник 1969-01, страница 46Не очень давно жители Иркутска стали свидетелями интересного опыта. На экранах своих телевизоров они увидели цветную заставку. Она появлялась каждый раз в перерыве между передачами. Зрители различали красный, синий, зеленый цвета. Причем специальных приставок никто иэ них не сооружал и, уж конечно, телевизионные приемники тоже никто не переделывал. ...Еще 200 лет назад Михаил Ломоносов высказал предположение, что любой цвет можно получить смешением трех основных: красного, синего и желтого. Впоследствии, правда, желтый цвет был заменен зеленым, который, как выяснили ученые, действительно является основным. На принципе смешения этих трех цветов работает современное цветное телевидение. (Схематическое изображение этого способа вы найдете на рисунне.) Английский физик и математик Максвелл в середине прошлого столетия предложил другой способ получения многокрасочного изображения. Его идея такова. Положим, вы хотите сделать цветную фотографию, а ваш фотоаппарат заряжен черно-белой пленкой. Тогда укрепите фотоаппарат неподвижно и снимите цветной объект через разные светофильтры — красный, синий и зеленый. Затем отпечатайте три черно-белые фотографии. Они получатся похожими друг на друга, но различными по плотности — каждый цвет оставит на негативе свои следы. Осветив готовые снимки разноцветными источниками света в определенном порядке и совместив на экране три изображения, можно получить многокрасочную картинку. Сложновато, зато изображение, как правило, получается великолепное. Недавно американский ученый Лэнд обнаружил, что всю гамму цветов, доступную человеческому восприятию, можно получить смешением не трех, а только двух цветов, — например, красного и зеленого или красного и белого. Достаточно лишь друх диапозитивов. На экран попадут, скажем, только красный и белый цвета, но глаз человека увидит всю цветовую гамму! (См. рис.) Можно исследовать многоцветное изображение, полученное по способу Лэнда, с помощью чувствительного прибора — спектроскопа. Он обнаружит лишь два цвета — красный и белый. Выходит, что вся цветовая гамма создается воображением человека?! Не удивительно, что человеческий глаз сравнивают с самой совершенной счет о решающей машиной: он способен восстанавливать и пополнять сведения о цвете, используя мизерное количество информации. Понять этот эффект пока никто не может, хотя специалисты предложили для его объяснения несколько различных ги- 44 |