Юный техник 1969-02, страница 51

Юный техник 1969-02, страница 51

ковая энергия уменьшает ся до одной миллионной своей первоначальной величины.

Можно спросить: какое время реверберации предпочтительнее — большое нли маленькое? Сравним звучание речи н музыки в помещениях с различной реверберацией. В помещениях, где время реверберации мало, речь звучит очень четко, но для музыки явно не хватает «воздуха» — она звучит глухо, сдавленно. И наоборот в помещении с большим временем реверберации речь становится неразборчивой но музыка звучит легко, сочио, как бы летнт по во духу. И для речи н для музыки су-щ ствует наилучшая (оптимальная) еличнна времени реверберации прн которой нх звучание кажется наиболее естественным. Для речи — 0,6— 1,0 сек. Несколько больше для джазовой н ритмической музыки. А в зале, где звучит симфоническая музыка время реверберации должно достигать двух секунд. Многие музыканты утверждают, что музыка идеально звучит в Колонном зале Дома союзов в Москве. Здесь время реверберации сос тавляет 1,7 сек. Объяснение этого, очевидно, следует искать в размерах зала, в удачном расположении колонн н других архитектурных элементов.

Наибольшее время реверберации свойственно органной музыке.

В знаменитых европейских соборах, таких, как Миланский нлн Кельнский, аккорд, взятый на органе, слышится 10— 15 сек. Интересно заметить, что велнкнй органист Иоганн Себастьян Бах тщательно учитывал ак стнческие свойства храмов — он писал каждое свое произведение для исполнения в определенном соборе, и темп его

фуг объясняется акустикой того или иного храма.

Чтобы время реверберации достигло оптимального значения, стены, потолок, пол помещения подвергают специальной акустической обработке, покрывают спецнал] нымн материалами, имеющими ра лнчиую поглощающую способность. Так, например, ковры, бархат, драпировка поглощают более 60% дающей на них звуковой энергии, деревянная обшивка — 10%, оштукатуренная стена — 2—5%. Известную долю звуковой энергии поглощают и сами слушатели. Поэтому при расчете времени реверберации того или иного зала учитывается его вместимость. Но н она не дает исчерпывающей характеристики того влияния, которое оказывают зрнтелн на акустику зала. Например, специалисты утверждают, что в XIX веке акустика Большого зала Московской консерватории была лучше, чем сейчас. Дело в том, что тогда в моде были пышные н длинные женские платья.

В одной нз студий Московского дома звукозаписи установлены поворотные колонны, поверхность которых с одной стороны покрыта звукопоглощающим материалом, с другой — отражающим. Поворачивая колонны, можно менять реверберацию: когда звукопоглощающие поверхности колонн повернуты к центру помещения, время реверберации наименьшее, когда повернуты отражающими поверхностями — наибольшее.

...Недавно на Московском телецентре ставился «Фауст» Гёте. По мысли режиссера голоса Мефистофеля н ангела должны были звучать как бы с небес: гулко, раскатисто. Это намерение без труда удалось претворить в жнзнь благодаря совре

менной технике. Речь идет, конечно, ие о подъемнике, который доставил артистов под потолок студии звукозаписи. Голоса актеров записали на магнитную пленку, а затем «пропустили» ее через ревербератор — аппарат для создания искусственной реверберации.

Вот еще одна нелегкая . проблема, разрешенная с помощью аппаратов искусствен ой реверберации. Представьте себе зрительный зал Кремлевского Дворца съездов. Десятки метров отделяют сцену от последних рядов зала — звук приходит сюда с большим запозданием н затуханием. Как исправить этот недостаток? Поставить в зале дополнительные громкоговорители? Но ведь любой звук, произнесенный на сцене, будет воспроизведен нмн мгновенно; воспроизведенный звук, смешавшись с запоздавшим, прилетевшим к зрителю по воздуху, лишь ухудшит восприятие. Нет, реальный выход нз положения не таков.

Весь зал разбивают на несколько зон озвучивания. Каждая группа громкоговорителей, предназначенная для озвучнвання определенной зоны, подключается к определенному усилителю. Звук от микрофона, установленного на сцене, подается на этот усилитель н проходит через ревербератор с определенным временем задержки (чем Дальше зона, тем больше время задержки). Это время подбирается так, чтобы прямой звук и звук, прошедший через ревербератор, достигали слушателя в одно н то же время. А гром-kocti задержанного звука компен ирует затухание прямого звука. И тогда в самых отдаленных уголках балкона звук слышится так же естественно, как и в первых рядах партера.

49