Юный техник 1969-07, страница 19

Юный техник 1969-07, страница 19

На комбинационном полигоне представлено 12 видов испытаний:

1. Время реакции на слабый звук. 2. Время реакции на сильный звук. 3. Работоспособность нервной системы при испытании звуком. 4. Лабильность нервной системы. 5. Преобладание процессов возбуждения. 6. Переделка. 7. Время реакции на слабый свет. 8. Время реакции на сильный свет. 9 и 10. Работоспособность нервной системы при испытании светом. 11. Преобладание процессов торможения. 12. Объем внимания.

А прибор бесстрастно зажигает красные цифры. Ага, вот ты промедлил, вот прозевал, вот перепутал. Давай побыстрее, поточнее — перед тобой не человек с секундомером, которому ничего не стоит ошибиться. Электронный прибор ничего не упустит, он расскажет все как есть о твоих способностях.

И вот выяснилось, что первый журналист — человек с уравновешенным типом нервной системы. Из него не выйдет, скажем, многоборец. Ему лучше заняться прыжками в воду или марафонским бегом.

У второго журналиста оказалась легко возбудимая нервная система. Пожалуйста — многоборец, фехтовальщик. Можно в волейбол играть. Впрочем, мы оба можем быть волейболистами, и играть нам лучше рядом. Некоторые тренеры так и делают: легко возбудимых и инертных игроков чередуют. Это полезно для всей команды.

В лаборатории считают, что если игра идет ровно, то в команде надо произвести замену — вывести на площадку игрока с легко возбудимой нервной системой. Он внесет оживление в игру, поднимет настроение у команды. Напротив, если команда проигрывает, то неплохо призвать игрока с уравновешенной нервной системой. Его спокойствие и уверенность помогут команде выстоять. Только нельзя ставить рядом игроков, схожих по свойствам нервной системы.

— Вдвоем вы можете

заниматься греблей, — продолжает М. Пейсахов. — Плавать на восьмерке и сидеть рядышком. А вот двух легко возбудимых рядом сажать нельзя — могут поссориться.

Начинается проверка лабильности, иными словами — скорости возбуждения и прекращения нервных процессов. Перед глазами мигает лампочка — все быстрее и быстрее. Когда мигания сольются, нужно нажать кнопку. Такая же проверка с помощью звука. Чем больше миганий за секунду различит глаз, чеМ больше герц (число звуковых колебаний в секунду) уловит ухо, тем выше лабильность. В этом виде испытаний лучше показал себя второй журналист. Вот и объяснение, почему он пробежал стометровку быстрее своего коллеги. Ему рекомендуют заняться спринтом, гонками на велосипеде.

Американские тренеры считают, что наиболее перспективен тот бегун, который успевает за единицу времени сделать как можно больше движений ногами. Они снимают на пленку бег различных кандидатов и уже потом делают выводы. Приборы в лаборатории спортивной диагностики позволяют провести тот же анализ быстрее.

Испытания продрлжа-лись меньше часа, и в конце концов набралось много различных характеристик нервной системы каждого из нас. По ним было нетрудно судить о наших спортивных способностях. В олимпийцы мы не годи

лись — приборы молчаливо подтвердили то, что мы и сами знали.

Результаты обследований спортсменов М. Пейсахов предложил для наглядности изображать графически — в виде так называемых комбинационных полигонов. Они показаны здесь: многоугольные фигуры, которые можно считать портретами нервной системы.

В центре поставлен ноль: отсюда начинается отсчет. Каждый из 12 отрезков, идущих от нуля, говорит о максимальной способности всего человечества в том или ином виде испытаний.

Первый отрезок, например, — о времени реакции на слабый звук. Цифра 210,0 — это среднее время (в миллисекундах) мужской сборной России по прыжкам в воду. У женской сборной оно чуть меньше. Другие показатели мы сейчас не будем объяснять — о них вы узнаете из подписей под рисунком. Важно другое — у спортсменов обеих сборных комбинационные полигоны во многом совпадают. Напрашивается вывод: естественный спортивный отбор и последующая профессиональная тренировка выработали у членов сборных команд по плаванию похожие качества нервной системы.

С помощью комбинационных полигонов можно проверить и новичка, мечтающего заниматься, например, теми же прыжками в воду. Подходит ли он для этого? «Портрет» его нервной системы расскажет все без утайки. Не надо долго пробовать новенького, тренировать его, если получается полигон, совсем непохожий на те, что здесь показаны. Ему, быть может, лучше попробовать себя в тяжелой атлетике. Указание об этом дает опять-таки комбинационный полигон — ведь его легко со-1 ставить для представителей любого вида спорта.

3 «Юный техник» № 7

17