Юный техник 1969-12, страница 38

Юный техник 1969-12, страница 38

Если бы не лаборант

И крупные ученые иногда заблуждаются. Что же касается лаборанток то не будучи обременены солидным научным багажом, они имеют право линк.иа (заурядную ошибку или просто неаккуратность. Но зато если свидетельства научных заблуждений увековечиваются в печатных трудах, то из ошибок в людской памяти, как правило, остаются лишь те, которые по удивительному стечению обстоятельств принесли исследователям удачу. А таких было немало.

Вот, к примеру, как появился на свет дюралюминий.

...Германский ученый Вильм намеревался найти новый сплав для изготовления патронных гильз, не уступающий по свойствам латуни, но зато более дешевый. Испытаниями образцов, как это водится, занимался лаборант. Однажды он прервал их на несколько дней по семейным обстоятельствам. А когда продолжил, то очередной сплав показал неожиданно хорошие свойства. Выяснилось, что металл образца в ожидании проверки старился и от этого становился только прочнее. Не отлучись лаборант на несколько дней, мы познакомились бы со столь популярным теперь дюралюминием не полвека назад, в 1909 году, а гораздо позже.

Немецкий мальчик по имени Иосиф Дейнет спутал банки с веществами. Но вместо обычного в таких случаях нагоняя он удостоился всяческих похвал, так как ошибка помогла его взрослым коллегам обнаружить ациламиноантра-хиноновые кубовые красители, целый новый класс. Любопытно, что лаборатория, в которой работал Иосиф, специализировалась на поиске красок, однако никто из ее сотрудников не додумался проверить в зтой роли те вещества, что нечаянно попали под руку мальчику.

Не, пожалуй, самый удивительный случай произошел перед самой войной в одной из отечественных лабораторий. Подбирали состав электролита для никелирования часов. Вся тонкость была в том, чтобы найти так называемый блескообразователь — органическое вещество, которое, будучи добавлено в электролит, придает металлу зеркальный блеск. Очень долго ничего не получалось. Как-то лаборант, озлившись, плюнул в ванну. Отникелированные в ней утром образцы приобрели идеальный блеск. Повторили опыт в другой ванне -— ничего похожего не получается. Лаборант вспомнил, как накануне разозлился и попробовал плюнуть и в зту ванну. Снова удача. Тогда в ванны стали плевать все сотрудники по очереди. Безрезультатно. Вероятно, у лаборанта в слюне содержалось вещество, которого у остальных не было. Какое — неизвестно. Дальнейшие исследования прервала война, лаборант погиб.

И все-таки начало этой заметки не стоит принимать слишком серьезно. Право, лаборанты делали и делают открытия не только по случаю. Ведь недаром старинный английский поэт Джозеф Аддисон писал: «Знание — это то, что наиболее существенным образом возвышает одного человека над другим». А знания, так же как и талант исследователя, не определяются званием Например, лаборант Нижегородской радиолаборатории Олег Лосев облада и тем и другим. Он был настоящим ученым — провел интереснейшие работы с кристаллическими детекторами, изобрел кристадин — прапрадедушку нынешних транзисторных приемников. И было ему тогда всего-то 19 лет. Впрочем, кто из ученых не выступал в начале своей деятельности (если не раньше!) в роли лаборанта? Даже если он и не числился официально в этой должности...

\