Юный техник 1969-12, страница 46

Юный техник 1969-12, страница 46

быстрее растворяет кристаллы, чем чистое стекло, мы получим своеобразное клише, в точности повторяющее любой рисунок, первоначально спроецированный на пластинку.

Лет 25 назад опытные стеклодувы демонстрировали, как хрупкое стекло можно превратить в гибкое и прочное: они вытягивали стекло в тончвйшие волокна. Эти забавные фокусы стали позднее объектом серьезного исследования. Оказалось, что при уменьшении толщины стеклянного листа с 8 мм до 30 микрон его прочность нв изгиб увеличивается почти в 9 раз.

Тончайшие стеклянные волокна позволили создать материалы, с которыми не могут сравниться иногда даже металлы. Прежде всего стеклянные волокна и изготовляемые из них ткани — хорошие тепло-изоляторы и электроизоляторы. Из ультратонкого волокна можно изготавливать удивительную бумагу, которой не страшны огонь, алага, свет. Напечатанные на такой бумаге книги могут храниться тысячелетиями. С ее помощью фильтруют едкие кислоты и другие коррозионные жидкости. Правда, и здесь не обошлось без сюрпризов. Обычное стекло чрезвычайно медленно разрушается под действием влаги. Однако тонкие стеклянные волокна обладают такой большой поверхностью, что растворяются в воде поразительно быстро. Пришлось рвзработать новый сорт стекла: в него ввели добавки окиси бора и алюминии, в содержание соды снизили.

Разорвать стеклянную нить труднее, чем любое другое аолокно. Удельная прочность нв разрыв стекловолокне в несколько раз превосходит прочность известных материалов. Однако если стеклянные нити соприкасаются друг с другом, их прочность уменьшается. Чтобы избежать этого, пучок стеклянных волокон нередко пропитывают маслом, предотвращающим контакт между нитями. А если заменить масло пластмассой! Именно такая идея привела к созданию стеклопластов.

В самом деле, почти все материалы, применяемые в технике, изотропны: их физические свойства одинаковы по всем направлениям. Это хорошо, если материал нв-гружен по трем направлениям одинаково. Однако такие случаи встречаются реже, чем нвгружение вдоль одной оси. Вот в этих-то случаях и недоиспользуются возможности изотропных материалов.

Стеклопласт — удивительный анизотропный материал. Стеклянным тканям, жгутам, матам, пропитанным связующими веществами, придают желаемую форму, дают затвердеть. Таким способом изготавливают корпусе судов, которые не гниют, не ржавеют, кузовв автомобилей.

И все-таки самое большое достижение стекольщиков последних лет не стеклопласты, а пирокерам — он же ситалл. Впервые получили его довольно неожиданным образом. Кусок засвеченного фотостекла перед травлением поместили в печь. Случайно он остался там на ночь, в когда на следующее утро кусок извлекли из печи, оказалось, что он из прозрачного стал белым, очень похожим на фарфор. Лаборант случайно уронил его на пол. Но стекло не разбилось.

Случай положил начало детальному исследованию. Новый материал состоял из мелких кристаллов, более однородных, чем в обычных керамиках. В нем отсутствовали самые мелкие поры. Пирокерам оказался в несколько раз прочнее обычного стекла, а его коэффициент расширения близок к кварцевому стеклу. Этим свойством пи-рокерама воспользовались фирмы, производящие кухонную утварь. О необыкновенных свойствах посуды из пирокерамв говорит твкой факт: с 1957 года аедутся испытания десяти сковородок. Три раза в час посуда с плиты, нагретой до 200° С, окунается в аанну с ледяной водой. И все десять скоаородок целы и невредимы.

Но, конечно, кухонная посуда не самое интересное применение пирокерама. Высока в прочность и жаростойкость депают его, по мнению зарубежных специалистов, незаменимым материалом для изготовления носоаых обтекателей ракет.

Будущее раскроет еще немало поразительных свойств дреанейшего материала, изобретенного человечеством. Стоит вспомнить сегодня, 400 лет спустя, слова Агриколы, чешско-немецкого ученого средних веков: «Стеклодувы изготовляют множество разных вещей: кубков, чаш, куашинов, фляг, тарелок, подносов, оконного стекла, фигуры животных, деревьев и кораблей. Все это превосходные и поразительные изделия, которые я видел, прожив два года в Венеции».

Агрикола перечислил все, что делали из стекла в его время, но едвв ли возможно одному человеку составить такой список в наши дни.

44