Юный техник 1970-07, страница 31ющемуся полировочному кругу; матовая поверхность на глазах становится блестящей. Такие выражения, как «складывать в гармошку» и «сапоги гармошкой», видимо, обосновались в русском языке после того, как гармоники завоевали симпатии наших прародителей. Как же и из чего складывают мех инструмента на фабрике? Лист плотного картона попадает на гофрировочный станок под вращающийся валик с насечками. Раз — и на нем остаются бороздки, по которым картон легко складывается. Четыре гофрированных листа склеивают в коробку — вот и будущий мех. Для прочности на его сгибы наклеивают полоски тонкой кожи — лайки, затем все оклеивают тканью, а на уголки ставят металлические угольники, совсем как на ученических портфелях, — чтобы не изнашивались. С боков — две узкие деревянные рамки, они соединяют мех с полукорпусами. На последнем — сборочном — участке все детали соединяют воедино. К правому полукорпусу прикрепляют гриф. Пуговицы на ми, на которой уже позднее — на сборочном участке — разместят белые и черные пуговицы. Это гриф. Самая главная часть баяна — резонатор, собранный из 'удлиненных трапециевидных дощечек с образующими воздушные камеры перегородочками. Старые мастера-кустари называли Я и чтобы инструмент звучал и при растяжении и при сжатии, используют двойные голосовые планки — в каждой рамке делают два сквозных проема и приклепывают по язычку с обеих сторон: один вибрирует при сжиме, другой — наоборот. Язычки — упругие пластинки — прикрепляют к планке. Чем1 ниже тон язычков, тем больше размеры пластин и глубина камер — ведь она определяется величиной амплитуды колебаний пластинки. V зонатор аккордов; 6 — голосовая планка; 7 — проемный клапан; 8 — язычок; 9 — клавиатура аккомпанемента. эту поющую душу инструмента городушкой (от слова «городить», перегородочки тогда «городились» — наклеивались вручную). При игре мех инструмента то сжимают, то растягивают. Прикрепленные же к проемам рамок металлические язычки вибрируют только при одностороннем движении воздуха. Поэтому Звучание резонаторов проверяют в кабинах по контрольной планке, которая, в свою очередь, настраивается по камертону. Если звук не совсем тот, какой нужно, настройщик снимает тонкий слой металла с пластины прибором, который всем, вероятно, известен и не раз наводил ужас в кабинете у зубного врача, — бормашиной. Только вместо бора на сей раз она вооружена шлифовальным диском. Если нужен звук пониже — снимают слой металла с вибрирующего конца, если повыше — у основания. , Готовые баяны совсем не похожи на розоватое с желтизной дерево, из которого сделаны. Они элегантно-черные, с глубоким блеском, или зеленые, серовато-бежевые, с перламутровым оттенком. Мне было очень интересно увидеть, как же их красят и полируют. Полировать-то, действительно, полируют, а вот насчет окраски... Их оклеивают целлулоидом. Листы целлулоида размачивают в разбавленном водой ацетоне, и они становятся эластичными и мягкими, как ткань. Обклеенный корпус — еше матовый, шероховатый, с потеками и швами. Его зачищают — циклюют, шероховатости исчезают, протирают ацетоном! — и нет потеков и швов. Потом корпус намазывают специальной пастой, подносят к быстро враща- |