Юный техник 1970-08, страница 40они больше похожи: скажем, на «голоса» музыкальных инструментов или голоса человека. Оказалось — на голоса человека. И все же сходство очень далекое. Чтобы объяснить пение соловья, нужно было создать какую-то новую теорию. Ее предложил американский биолог К. Гринуолт. Анатом легко различит певчую птицу от безголосой: у первой он обнаружит от пяти до девяти голосовых мышц, у второй — от одной до четырех. Эти мышцы прикреплены одним концом к трахее, а другим — к тому месту, где трахея разделяется на два бронха. По бронхам воздух идет к легким. Специалисты не сомневались, что именно в разветвлении рождаются всевозможные звуки, издаваемые птицами. Записи показывали, что здесь должно работать «устройство», напоминающее быстродействующий клапаи. способный прерывать воздух с невероятной быстротой — до десяти тысяч раз в секуиду! Гринуолт нашел сразу два клапана: в каждом бронхе по одному. Оказалось, ими служили две чрезвычайно тонкие мембраны, расположенные как раз на входе бронхов в трахею. Когда птица начинает петь, она сжимает воздух в своих воздушных мешках, и мембрана выгибается в сторону бронхов, перекрывая их, не давая выходить воздуху из легких. Затем голосовые мышцы слегка оттягивают ту часть бронха, к которой была прижата мембрана. Образуется щель, в которую с силой устремляется воздух из легких, — мембрана дрожит. Слышится соловьиная трель или «пинь-пинь» синицы. Больше того, одна птица может петь сразу дуэтом! Достаточно ей «включить» мембрану то одного, то другого бронха или обе сразу — и пение ее обогатится вторым, немного отличающимся от первого голосом. «Чик-чирик» воробья — зто песня почти из двух десятков колен! Она продолжается всего 0,05 сек., и мы не успеваем уловить в ней оттенков. Впрочем, достаточно записать птичью песию на магнитофоне с большой скоростью, а потом прокрутить пленку потише, можно услышать ее с гораздо большими подробностями. К л А л г. !т< AAA A' if' г IJ | V у | 1 ЭТО ТОЖЕ ПЕСНЯ < 50 В середине слева нарисован певчий орган — «снрннкс». Красными линиями изображена механическая модель, с помощью которой проверялась новая теория голосов пернатых. Справа — внутренние органы птиц, рождающие звуки. На ннжием графике — песни лапландской трясогузки. Ее мелодии звучат дольше воробьиных. пищевод М>ДУШНЫИ м«шок & юнхи л*гки« клмикулир- НЫЙ ШШ0К &0»ДУШНЬК СКШКИ |