Юный техник 1971-02, страница 32

Юный техник 1971-02, страница 32

А летал самолет поначалу очень плохо. Вернее, совсем не летал. Он даже подняться с земли толком не мог.

Мы осваивали его так, как если бы совсем не умели летать, как если были бы первыми в истории летчиками. Впрочем, в какой-то мере мы действительно были первыми: никто еще на подобных самолетах не летал, никто ничего не мог подсказать, посоветовать,— да что там! Просто решить, кто виноват в том, что машина не слушается: конструктивные просчеты или неумение пилота!

Обычно, когда летчик-испытатель вылетает на новом самолете, он уже по результатам продувки модели в аэродинамической трубе, по расчетам представляет, как поведет себя машина. Кроме того, первые вылеты проходят на малых скоростях, так называемых эволютивных, когда машина только-только слушается рулей, а здесь все самолеты ведут себя более или менее одинаково. Это уже потом, на скоростях 1М, 2М, ЗМ, начинаются всякие неожиданности, к которым нужно быть готовым.

Возьмите ТУ-144: сначала был сделан маленький самолет-аналог, летчики тренировались на нем и сели за штурвалы большой машины, уже зная, на что она способна.

У нас не было аналога. А продувки все равно ничего не дали бы, потому что на вертикальном взлете горизонтальная скорость равна нулю, и аэродинамически самолет ничем не отличается от камня.

Правда, существовал «Турболет» — двигатель, укрепленный на раме. Для управления его снабдили газовыми рулями: пластинками, помещенными в поток газа, отбрасываемого двигателем.

Его испытывал Юрий Гарнаев. Он был опытный пилот, один из лучших испытателей и самолетов и вертолетов. Ничего удивительного, что именно ему поручили испытывать. Он освоил «Турболет» настолько, что даже выступал на нем в одном из авиационных парадов. Летал этот аппарат, правда, невысоко, но здесь не за рекордами гонялись. Исследовали управляемость, стабилизацию, режимы управления.

Дело в том, что пилотировать такой аппарат, как, впрочем, и всякий вертикально взлетающий аппарат, без привычки непросто даже опытному летчику или вертолетчику. Самолет и вертолет держатся в воздухе благодаря крыльям (винт — тоже своего рода крыло), а крылатыми машинами управляет именно их скорость. Со скоростью изменяется подъемная сила: машина набирает высоту или снижается.

А вертикально взлетающий аппарат управляется не по скорости, а по ускорению. Ведь, по сути дела, это кусок металла, каким-то чудом повисший в воздухе. Достаточно лишь немного убрать тягу, и он начнет падать: метр, два, четыре, шестнадцать метров в секунду... Летчик слегка замешкается, скорость может достигнуть такой величины, что даже полная тяга двигателя не спасет. Машине ведь нужно погасить набранную скорость, и только потом она остановится и пойдет вверх. Вот почему Гар-наеву, когда он осваивал «Турболет», пришлось буквально переделать свою психологию, по-иному реагировать на поведение аппарата.

Мне было легче. По характеристикам «Турболета» и расчетным характеристикам вертикально взлетающего самолета построили моделирующий стенд, тренажер. Теперь уже каждый мог, не выходя из комнаты, летать на новой машине. Я тоже немало часов провел на нем, отрабатывая технику пилотирования. Вначале необычные требования давали себя знать: нет-нет да и случалось, что после того, как я заканчивал снижение (добивался нулевой скорости), стрелка высотомера показывала, что я под землей, на отрицательной высоте... Очень был полезен этот электронный «Турболет».

Вначале мы летали на привязи. Самолет стоял над ямой, затянутой решеткой, привязанный к ней попутораметровыми тросами: чтобы не поднялся слишком высоко. Так обычно поступают, когда испытывают вертолеты. А решетка была нужна, чтобы газы от вертикальных, поддерживающих самолет сопл уходили вниз и не мешали: Первым начал на привязи подниматься Гарнаев. Стали выявляться всякие недочеты: то двигатель на каких-то режимах не совсем хорошо работает, то коэффициенты усиления в схеме автопилота нужно изменить... Так что определенную помощь эта яма

Со стола исследователя-

!| По заказу Москвы Омское конструнторско-технологическое бюро разрабатывает ДУ — автоматизированную систему диспетчерского управления таксомоторным транспортом. Когда система начнет работать, диспетчер сможет говорить со всеми стояннами такси, используя городскую телефонную сеть. Водители таксомоторов смогут беседовать со своей стоянкой по радио. Но самое главное новшество — это автоматическая информация о свободных таксомоторах. Как только такси въедет на территорию стоянии, перед диспетчером вспыхнет табло. На нем обозначится номер подъехавшей машины.

30