Юный техник 1971-05, страница 42

Юный техник 1971-05, страница 42

Тех, кто начинает изучать физику, химию, биологию и работать в технических кружках, приглашаем прочитать странички этого раздела (40—43, 56).

БУДУЩИМ РАБОЧИМ, ИНЖЕНЕРАМ, УЧЕНЫМ

ВОСЬМАЯ БЕСЕДА Анатолий МАРКУША Рис. А. СУХОВА

Не могу себе представить человека, у которого бы всегда все сразу получалось. Ну, скажем, надо вам из обыкновенной большой тетрадки сделать маленькую. Вы берете карандаш, линейку и чертите на обложке линии обреза. Начертили, хватаете ножницы и быстренько состригаете лишние края. Раз-раз-раз! Готово! А что получилось? Не аккуратная тетрадочка для записи незнакомых слов, а кривой, кособокий уродец. Но вы не из тех, кто легко отступает: берете новую тетрадку и повторяете все сначала, стараясь как можно точнее следовать карандашной линии на обложке, работаете медленно, внимательно. А результат? Результат, увы, тот же. Почему? Потому что рабочий прием выбран негодный.

Чтобы уменьшить тетрадку, надо положить ее на гладкую доску, плотно прижать металлической линейкой и срезать края хорошо наточенным ножом.

Вы взялись строгать доску и обнаружили, что рубанок у вас моментально забился. Самое простое — прочистить рубанок щепочкой и возобновить работу. Самое простое, но не самое разумное. Спросите себя: а почему отказал инструмент? Может быть, железка выпущена больше, чем следует? Может быть, перекошена? Может быть, недостаточна остра?..

Упорствовать — значит искать истину, анализировать, сравнивать, а не просто повторять одни и те же действия.

Так что, пожалуйста, не путайте: я прославляю не упрямство, а упорство, и хотел бы привести один, на мой взгляд, весьма поучительный пример из истории техники.

Когда возникла идея использовать вольтову дугу в лампе, всем сразу стало совершенно очевидно — дело стоящее, перспективное. Но... сразу же появилась и загвоздка: электроды сгорали довольно быстро. При этом, естественно, увеличивался зазор между их рабочими концами, и дуга выключалась. Изобрели множество регуляторов, но все они не удовлетворяли Павла Николаевича Яблочкова.

И он упорно искал все новые и новые варианты решения.

Рассказывают, как, уже совершенно отчаявшись, он сидел однажды за столиком парижского кафе и вертел в руках два карандаша. Вот он поставил карандаши вертикально, приблизил их друг к другу и понял — это и есть то, что так долго не давалось в руки. Электроды надо ставить вертикально, а не горизонтально.

Правда, чтобы дуга не соскальзывала по электродам вниз, нужно было изобрести еще особую обмазку — медленно оплавляющуюся изоляцию, а чтобы электроды сгорали с одинаковой скоростью, пришлось создать генератор переменного тока. Но это уже технические подробности.

Впрочем, воспитание упорства вовсе не обязательно связывается с большими открытиями, крупными техническими достижениями. У меня был друг. Летчик, командир корабля. Его подстерегло несчастье в полете — пожар. После этого пальцы летчика утратили былую подвижность. Гнулись, работали, но... это уже были не те руки. Врачи сказали: «Если вы хотите летать не только на ЛИ-2, тренируйтесь, упражняйте пальцы. Задача трудная, но не невозможная». И тогда мой друг взял отпуск и поехал в свой родной город, к бабушке и сказал ей: «Бабуся, пока ты не научишь меня вязать, я отсюда не уеду».

Мой друг перевязал километры шарфов, научился работать спицами вслепую, освоил самые сложные узоры и в конце концов вернулся в строй.

Характерно — человек не просто шевелил пальцами, чтобы разработать обожженные руки, а всерьез овладел всеми профессиональными тонкостями ремесла.

Надо ли приводить какие-то новые примеры упорных действий толковых людей? Думаю, не надо. Повседневная жизнь, самая прозаическая практика постоянно подтверждают: без упорства трудно.

40