Юный техник 1971-08, страница 15

Юный техник 1971-08, страница 15

болит, как говорят врачи — аллергия.

Композиция составляется из многих натуральных и синтетических душистых веществ (сюда же могут входить уже готовые композиции: например, жасмин 220 или дельфинил и т. д.). Затем готовят настой растворов из кристаллических веществ, веществ животного или растительного происхождения. А уже потом смешивают композиции и настои, добавляют спирт, и все это поступает в баки.

Д л я каждо го вида духов разработана специальная рецептура. Некоторые виды духов требуют более ста душистых веществ! Их завозят на «Новую зарю» из разных городов Советского Союза, пользуется фабрика и зарубежным сырьем. Из Болгарии получают розовое масло, из Франции — бергамотное масло, из Вьетнама — бензойную смолу. Но все чаще и чаще химики предлагают парфюмерам взамен дорогих натуральных веществ синтетические. Оцените сами: чтобы получить примерно один килограмм розового масла, требуется одна тонна цветков розы!

Конечно, чтобы создать то или иное новое синтетическое сырье, аналог природного, исследователи пользуются методами, соответствующими современному состоянию науки и техники, здесь объединяются усилия химиков, физиков, инженеров и парфюмеров.

— По трубам жидкость поступает в громадные чаны — баки, — продолжает показывать и рассказывать Тамара Александровна. — В такой бак заливают от ста килограммов до десяти тонн душистой жидкости!

«Подумать только, — изумляюсь я про себя, — так вот как прозаически, в каких металлических громадинах начинает свою жизнь ароматная жидкость, воспетая еще древними поэтами, которую мы

держим в изящных стеклянных флакончиках, пользуясь по каплям!»

Баки наглухо завинчены, и там происходит таинство — дозревание духов. Сколько времени им здесь отстаиваться и «набирать силу» —. 2 дня, 10 или 20 дней? На это ответят химики-аналитики: несколько раз измерят они крепость духов, прозрачность, ведь на каждый вид духов есть свои технические условия.

Чуть нарушились эти условия, и лаборанты-аналитики и парфюмеры не откроют раствору зеленой улицы к следующему процессу.

Под определенным давлением раствор проходит через фильтры, где очищается от случайных загрязнений, и только после еще одной проверки поднимается по трубам на второй этаж, в цех расфасовки.

Р

азмеренно движутся пять лент конвейера.

— У разливочного аппарата, — поясняет технолог,— обычно сидит самая проворная работница. Нелегкое у нее дело. Видите, как быстро мелькают ее руки, подставляя под аппарат один, второй, десятый из длинной очереди флаконов. Ей надо успеть вставить во флакон вакуум-патрон — тонкую резиновую трубочку от расходного бачка с наконечником и специальным кольцом. Трубочка отсасывает воздух, а через кольцо-прокладку под давлением 0,4 атмосферы поступает жидкость. Но таких трубочек много, и все их надо успеть вставить во флаконы и так же быстро вынуть — жидкость наполняет посуду почти мгновенно. И еще поставить флаконы на ленту конвейера. Ну, а дальше все просто. Пройдемте вдоль конвейера, смотрите: другая работница навинчивает пробку, следующая на специальном аппарате закрепляет ее, затем духи получают паспорт — этикетку со своим названием, датой и местом выпуска. Дальше работницы кладут флаконы

в футляры от духов — и вот, наконец, контроль.

Мне надо было зайти еще к директору фабрики Алле Васильевне Грибиной. Сегодня повезло. Алла Васильевна «дома» (ей случается отлучаться то во Францию, то в Болгарию, то в ГДР, в наши кавказские республики, в Молдавию, где громадные цветочные плантации). Задаю вопрос:

— Долгое время французские духи считались лучшими в мире. А сегодня?

— Советская парфюмерная продукция получила на Брюссельской выставке Большую золотую медаль. «Красная Москва» известна так же хорошо во многих странах мира, как и французские духи фирмы «Шанель». А французы ведь законодатели «душистой» моды. Сегодня не только мы ездим во Францию. Французские парфюмеры частые гости у нас, приезжают посмотреть, как мы работаем, поговорить о будущем парфюмерной промышленности, поделиться опытом. Наши духи дешевле, хотя часто не хуже многих французских. Флакон модных парижских духов стоит иногда столько же, сколько дорогая шубка.

Ассортимент очень разнообразен, на любой вкус, только «Новая заря» выпускает более ста пятидесяти названий! В недалеком будущем мы выпустим духи «Романс», «Аленький цветочек», «Пикантные». Вот эти, в высоком флаконе, вероятно, вы видели в магазинах. Мы назвали их «Торжество». Если хотите, это в честь торжества таланта человека. Ведь флакон духов — это концентрация человеческой мысли, торжество труда рабочего и земледельца, поэтический талант парфюмера.

В. НОСОВА Фото Д. ФА СТО ВС НО Г О

ii