Юный техник 1971-10, страница 20

Юный техник 1971-10, страница 20
СПАСАТЕЛЬНЫЙ ПОДВОДНИКА

Когда в апреле 1963 года новейшая атомная подводная лодна американцев «Трсшер» потерпела катастрофу и все 129 человек, находившиеся на борту, погибли, с потрясающей очевидностью обнаружилась полнейшая беспомощность средств спасения. Это тем более удивительно, что трагическая история субмарин начинается не с «Трешера», — только на протяжении послевоенных лет в мирных условиях аварию потерпели 130 подводных лодок разных стран, и в 25 случаях аварии сопровождались большими человеческими жертвами.

«Нужда, — говорил Петр I, — челобитчик неотступный». Может быть, именно величайшая опасность, подстерегающая летчика при аварии самолета, и стала тем стимулятором в работе конструкторов, которая привела к созданию парашюта. Катапультирование кресла, а затем и кабины с летчиком — вот как последовательно совершенствовались средства спасения в воздухе, ни на шаг не отставая от развития самой авиации. И ни один самолет не запускался в серийное производство до тех пор, пока летчику не гарантировалась безопасность. Относительная же простота выхода из первых субмарин привела к такой беспечности, что на протяжении целого столетия «подводный парашют» так

и не был сделан, а покорители глубин спасались в основном тем же путем, каким спасся сто с лишним лет назад из сеоей подводной лодки артиллерийский капрал из Баварии, Вильгельм Бауэр.

Подводной лодке Бауэра, приводимой в движение усилиями двух дюжих матросов, стоило всплыть на поверхность, чтобы рассеять датский флот, блокировавший Киль в 1850 году.

При повторной блокаде в начале следующего года маневр Бауэра не удался, и вместо того, чтобы всплыть, его «Сидай-вер» попал в 18-метровую яму. Долгие минуты ожидания. Наконец подводники услышали скрежет якорных цепей по корпусу лодки. Освобождение казалось близким, лица матросов Уитта и Томсена готовы были озариться улыбкой. Но в этот самый момент Бауэр сорвался с места и открыл кингстоны — вода хлынула в лодку. Матросы подумали, что капитан просто сошел с ума и хочет погубить их.

Поэтому один из них скрутил Бауэра, в то время как другой поспешно закрыл кингстоны. Но командиру все же удалось убедить своих подчиненных, что он в здравом уме и что, еспи ждать, пока их поднимут на поверхность, они наверняка задохнутся, а открыл он кингстоны, чтобы выровнять давление в лодке с давлением

18