Юный техник 1972-01, страница 53

Юный техник 1972-01, страница 53

То, что химические элементы не пестрая смесь простейших веществ с хаотическим распределением свойств, в какая-то единая система, обладающая внутренней структурой, ученые догадывались давно. Действительно, в свойствах, скажем, пития, натрия и калия или хлора, брома и йода так много общего, что трудно не усмотреть в этом проявление какого-то глубокого принципа. И середина прошлого века изобилует попытками, порой прямолинейными, порой весьма хитроумными, отысквть эту таинственную закономерность.

Тем более поразителен прием, оказанный учеными первому появлению периодической системы элементов, созданной Дмитрием Ивановичем Менделеевым. Большинство химиков рассматривало систему элементов лишь как удобное учебное пособие для студентов, против нее не возражали, но и не принимали всерьез. Сейчас с изумлением узнаешь: Менделееву пришлось потратить немало сип, чтобы уверить ученый мир в важности сделанного им открытия.

Самой убедительной проверкой любой научной теории всегда считалось предсказание будущих открытий. И Менделеев решил подвергнуть свое детище этому решительному испытанию.

Рвсполагая элементы в порядке возрастания их атомных весов, он обнаружил, что они выстраиваются в линии, в которых их свойства периодически повторяются. Однако, еспи строго следовать этому принципу, через некоторое время начинается путаница, и в одну группу попадают элементы, совершенно не похожие друг на другв.

«Не происходит ли это потому, что в природе существуют еще неизвестные науке элементы! — предположил Менделеев. — И еспи это так, то не правильнее ли оставить в таблице

4*

несколько пустых мест, дополняя основной принцип построения требованием химического сходства!»

Вот эти-то «пустые места» и принесли триумф великому творению Менделеева. В 1871 году он описал свойства нескольких, тогда еще неизвестных элементов, которые рано или поздно должны быть обнаружены наукой. И когда в течение следующих пятнадцати лет один за другим были открыты галлий, скандий и германий, заполнившие пустующие места в таблице, ученые мира убедились в фундаментальности открытой Менделеевым закономерности.

Интуитивно уловив повторяемость свойств элементов, он артистически возвел стройное здание периодической системы. Чтобы оценить эту мастерскую работу, надо вспомнить: сто лет назад еще не были известны многие элементы, а точность измерения атомных весов оставляла желать много лучшего. Наконец, следуя своему правилу: «Факт сам по себе очень мало значит — важна его интерпретация», — Менделеев в нескольких местах пошел на сознательное нарушение основного принципа построения системы и расположил элементы с большим атомным весом раньше, чем с меньшим. Сделать так его заставила подмеченная им периодичность.

Квк показало время, он сделал все абсолютно правильно. Все открытия последующих лет, поначалу казавшиеся угрозой дпя системы, очень скоро оказывались ее убедительнейшими подтверждениями. Так, нашпи свое место в ней инертные газы, обнаруженные в 90-х годах прошлого века. Открытие радиоактивности принесло системе новые успехи: радий и полоний, выделенные супругами Кюри, оказались давно предсказанными Менделеевым элементами — экабарием и эка-

51