Юный техник 1972-01, страница 55

Юный техник 1972-01, страница 55

Наверное, каждый из вас пробовал водить пальцем по мокрому стеклу и слышал при этом просьбу кого-нибудь из взрослых прекратить глупое занятие, потому что стекло издавало раздражающий скрипучий звук. А ведь существовал музыкальный инструмент, основанный именно на этом принципе — пальцем по стеклу. На горизонтальный вал насаживались стеклянные диски разных диаметров. Их нижние края были погружены в ваину с водой. Музыкант ножной педалью вращал вал с дисками, а пальцами прикасался к их торцам. Диски звучали — чем больше диск, тем ниже той. Причем звук был довольно приятный, потому что вода из ваины все время обильно смачивала стеклянные круги.

Играть на таком инструменте было сложно, и поэтому скоро он был забыт.

Греческая лира известна всем— ее изображение стало эмблемой

музыки. Но мало кто сейчас знает, что всего несколько десит-ков лет назад иа Украине и в Белоруссии бродячие певцы аккомпанировали себе на лире. Правда, эта лира была похожа иа греческую лишь названием, но никак не внешним видом и не звучанием. Представьте себе инструмент, отдаленно напоминающий гитару, только струны на нем зажимаются не пальцами, а специальным приспособлением с клави-

достроения в России, судебная экспер гиза и метрическая система, ледокол «Ермак» и винокурение в России.

На склоне пет, подводя итоги своей девтельности, Менделеев не без гордости заметил: «Сам удивляюсь — чего только я не делывал в своей научной жизни. И сделано, думаю, неплохо». И действительно, все, за что брался крепкий менделеевский гений сделано своеобразно, добротно и основательно.

Однажды, пораженный картинами Куинджи, Менделеев стал допытываться, в чем секрет их необыкновенной эффектности. И когда художник, смеясь, ска зал, что никакого секрета нет, Менделеев задумчиво произнес: «Много секретов есть у меня в душе, но не знаю вашего секрета...»

Быть может, главный секрет менделеевского гения состоял

в том, что в нем сочеталась изумительная способность к логическому анализу и поразительная интуиция. Не раз, задумчиво глядя на соблазнительные формулы, предлагаемые ему сотрудниками, он говорил: «Ну, знаете ли, по соображениям эта реакция должна идти так, как вы говорите, только тут что-то не так, я чувствую, что не так, не пой-д< тикай это нередко бывает, глубже всех сумел понять своеобразие гениального ученого Менделеева гениальный поэт Александр Блок. «Твой папа, — писап он своей жене, дочери Менделеева, — вот какой: он давно все знает, что бывает на свете. Во все проник. Не укрывается от него ничего. Его знание самое полное. Оно происходит от гениальности...»

Г. ТИКОФЕИЧЕВ 53