Юный техник 1972-03, страница 53

Юный техник 1972-03, страница 53

топлива и пресной воды. Вахтенный механик проверяет систему запуска главного двигателя, а вахтенный моторист хлопочет у огромного дизеля, до блеска протирая и без того сверкающие чистотой металлические детали.

У распределительного щита в резиновых перчатках и на резиновом коврике стоит вахтенный электромеханик: он проверяет по показаниям приборов силу тока в различных участках судовой электросети. Заняты делом и другие вахтенные специалисты — электрики, помповый машинист, кочегар вспомогательного котла...

Наконец вместе с резким звонком с мостика в машину слетает первая команда: стрелка машинного телеграфа показывает на «товсь». Почти одновременно машинное отделение наполняется гулом и грохотом заработавшего главного двигателя. Вахтенный механик стоит уже у реверса, стармех — рядом с ним. Стрелка телеграфа со звонком передвигается на «стоп». Это значит, что следующей командой будет приказано дать ход. Механик не знает, какой это будет ход, вперед или назад, малый или самый малый. Поэтому внимание на реверсе усиливается: очень опасно перепутать направление движения, можно сильно ударить корпусом судна о причал и потерпеть аварию, не отходя от стенки.

Снова звонок: «Малый назад»... Несколько плавных. оборотов штурвала реверсивной муфты, и, получив нагрузку на винт, двигатель заработал ровнее, стрелка тахометра — счетчика оборотов гребного вала — остановилась против нужного деления...

Еще несколько команд, и вот уже последнее приказание исполнено: «Полный вперед». Вахтенный механик смахнул с лица выступивший от напряжения пот и улыбнулся старшему механику.

Е. ЛЕОНТЬЕВ

КАКИЕ ПАРУСНИКИ ЛУЧШЕ

Вместе с XIX веком ушла в прошлое эпоха транспортного парусного флота. Но спортивный парусный флот растет и совершенствуется. И если еще лет тридцать назад спортсмены ходили лишь на однокорпусных яхтах с балластным кнлем или с выдвижным швертом, то теперь получили распространение двухкор-пусные суда — катамараны, и трехкорпусные — тримараны.

В прошлом веке самыми быстрыми судами мира заслуженно считались английские клиперы — узкие и остроносые корабли, покрывавшие до 18 мнль в час. С такой скоростью ходят грузовые теплоходы. Лучшие парусные яхты с балластным кнлем, да и то крупные, водоизмещением во много десятков тонн, достигают такого стремительного хода лишь в очень благоприятных условиях. И это для них предел.

Двигаться быстрее им мешают очертания корпуса — обводы. Чем шире и тупее корпус, тем большие волны образуются перед носом и за кормой яхты, тем глубже впаднна под средней частью корпуса. Из этой впадины яхта словно тяжело взбирается на ею же созданную гору. Яхты с балластным килем как будто можно делать более узкими и острыми. Но тогда у иих не хватит плавуче

57