Юный техник 1972-04, страница 21

Юный техник 1972-04, страница 21

крепость, Сибирь, эмиграция... Радченко был дружен и связан делом с такими русскими инженерами, ставшими на службу революции, как Кржижановский, Классон, Цюрупа, Винтер, Мартене и другие.

Его жизнь «в технике» началась в 1912 году, когда Г. М. Кржижановский пригласил Радченко в акционерное общество «Электропередача» на должность торфмейстера. Разрабатывался проект электростанции под Москвой, работающей иа торфе. По словам Кржижановского, «идеи разнообразных сдвигов нашей экономики, связанных с осуществлением электрификации, давно уже носились в воздухе». (До первой мировой войны. — Прим. ре д.)

Сооружение электростанции на торфе явилось крупным событием по тем временам. Это был первый в мире опыт широкого использования торфа.

Уже в ноябре 1917 года А. В. Винтер и И. И. Радченко добиваются встречи в Смольном с Владимиром Ильичем Лениным. Вот что рассказывает в своих воспоминаниях Радченко:

«Я застал Владимира Ильича в маленькой комнатке, за маленьким столом, рядом с которым стоял простой венский стул для посетителей. Владимир Ильич чрезвычайно приветливо встретил меня. Стал расспрашивать, где я был эти годы, чем занимался. Высказал свое удовлетворение по поводу того, что я работал по торфу и знаю это дело. Владимир Ильич отметил большое значение торфа, как более доступного при данных обстоятельствах вида топлива, чем далекий донбасский уголь и бакинская нефть. С особенным увлечением говорил он о целом ряде будущих крупных электростанций на торфе, типа богородской «Электропередачи», о которой я рассказывал. На мой вопрос, не могу ли я быть лучше использован для революции на какой-нибудь другой работе, он настойчиво убеждал меня остаться на этом чрезвычайно важном топливном фронте, тем более что я был одним из немногих советских специалистов в этой области».

Дать топливо стране, влить в артерии промышленности, транспорта, городского хозяйства электроэнергию — значило дать Советской республике могучий жизненный потенциал.

Ленин внимательно следил за первым советским детищем в области торфоразработок — Шатурской электростанцией. Дело продвигалось медленно, нужны были рабочие руки, техника, а страна голодала, не хватало средств. Начальником Ша-турстроя был назначен А. В. Винтер. И. И. Радченко стал руководителем торфяного хозяйства страны.

Ученые, инженеры отлично знают цену творческой дерзости и целостности убежденности. И они оценили дерзостные мечты вождя революции. А Ленин мечтал:

«Примерно: в 10 (5?) лет построим 20—30 (30—50?) станций, чтобы всю страну усеять центрами на 400 (или 200, если не осилим больше) верст радиуса; на торфе, на воде, на сланце, на угле, на нефти (примерно перебрать Россию всю, с грубым приближением)... Через 10 (20?) лет сделаем Россию «электрической».

В 1928 году в Лондоне проходила Международная конференция энергетиков. Советскую делегацию возглавлял И. И. Радченко. Участникам этого форума были вручены памятные медали.