Юный техник 1972-07, страница 6

Юный техник 1972-07, страница 6

«Что ж, если решили писать, ваш долг исправить одно недоразумение, вкравшееся в газетные репортажи. Турбореактивный вагон и <гРусская тройка» никакого отношения друг к другу не имеют».

БЫСТРОТА, БЕЗОПАСНОСТЬ, КОМФОРТ

Турбореактивный локомотив прошел первые испытания, показав на отдельных участках пути скорость 250 км/ч.

«Русская тройка» — вагон — стоит над ямой в окружении рам, с приспущенными «постромками» силовых труб, которые еще недавно стискивали его до «хруста в костях». Шли лабораторные испытания: на прочность, сжатие, растяжение. Проверялись тепло-и шумозащита. Да и сейчас в салон можно попасть, лишь перебравшись через вибратор, загромоздивший всю площадку тамбура. А в самом вагоне чисто, светло, кресла по-самолетному удобны: нажал рычаг — и откинулась спинка, поставил поудобнее подножку — лежи созерцай длинные ряды люминесцентных ламп, дырчатый потолок кондиционера...

И это все)!

— А что такое вагон, — рассуждает Семен Лазаревич Гаме-ров, главный инженер Калининского вагоностроительного завода. — Давайте-ка упростим понятие. Вагон — это место, в котором передвигается пассажир. В нашем случае — на колесах. И главное, чтобы ему было удобно.

Заметим, чувство комфорта прихотливо, даже консервативно.

200 км/ч! От Москвы до Ленинграда — за четыре часа. Укладываться на это время спать нет никакого резона. Потому и кресла.

Из первого разговора на заводе

Хочешь послушать радио — в кресле индивидуальный наушник. Многие не любят езды спиной вперед, а такое могло бы случиться при переформировании состава. В РТ все предусмотрено. Несколько минут — и все кресла развернуты навстречу движению.

Это о требованиях комфорта. Ну и, само собой разумеется, поезд должен быть скоростным, безопасным. Как совместить и скорость, и безопасность, и комфорт — это забота конструктора. И забота, надо сказать, нелегкая.

Самые быстрые поезда движутся по железнодорожной колее со скоростью 160 км/ч. 160 и 200! (РТ, правда, по подсчетам инженеров, сможет ездить и быстрее — до 250 км/ч.) Подумаешь, большая разница! Давайте не доверять собственным ощущениям, а послушаем специалиста — главного инженера завода.

— Дело в том, что каждый лишний десяток километров скорости на железной дороге, — говорит Семен Лазаревич, — таит для нас тьму всяких неожиданностей. Как поведёт себя вагон, да и сам локомотив! Сохранится ли плавность хода, будет пи устойчив он в колее! Выгоден ли к. п. д.! Ведь надо повышать мощность! Не говоря уж о том, что каждый километр скорости стоит немало денег. Скорость требует и более частого осмотра, ремонта пути и подвижного состава.

4