Юный техник 1972-08, страница 26

Юный техник 1972-08, страница 26

Но по мере того, как мы все больше узнаем о внутренней сфере организма, наш ящик «светлеет», сейчас он серый, если хотите. Все-таки кое-что о взаимодействиях в организме и на уровне клеток, и на уровне целых органов мы знаем».

«Кое-что» — это сказано достаточно скромно. Эвристическое моделирование внутренней сферы организма идет в лаборатории полным ходом. Мне показали два графика. На одном изменение давления крови в сердце описано моделью, рядом график, построенный по экспериментальным данным. Сходство впечатляет...

От первоначальной гипотезы до ее подтверждения — путь немалый. Количество взаимосвязей столь велико, что оно озадачивает даже лучшие наши цифровые ЭВМ — такие, как БЭСМ-6. Если попытаться отразить все эти связи в машине, ее блок памяти окажется перенасыщенным информацией. Приходится интуитивно выбирать основные связи, отказываться от второстепенных.

Борис Агапов, кандидат биологических наук, занимающийся внутренней сферой организма, показывает самую общую блок-схему модели. Но и по ней можно судить, сколь сложна задача физиологов и кибернетиков.

4. «ИСКУССТВЕННЫЙ РАЗУМ»

Группа, занимающаяся проблемами искусственного интеллекта, тоже, конечно, пользуется методами эвристического моделирования. Здесь все — на предположениях, на гипотезах. Ведь мозговая психика — это, пожалуй, самое слабое место у медиков-исследователей. Процессы, происходящие в коре мозга, скрыты от них. Но как же тогда установить, верна какая-либо гипотеза или нет! Как оценить результат!

По поведению модели. Если модель будет реагировать на предложенные обстоятельства так же, как высшие животные или человек, — значит, ученые на верном пути.

Итак, нужно создать робота и проследить за его поведением, за его «психикой» и внешними реакциями. Результат окажется двойной. Во-первых, психологи получат ряд новых сведений о функционировании мозга (соответствует его деятельность предложенной гипотезе или нет!), и, во-вто-рых, возможно, удастся создать робота самообучающегося, с гибкой программой поведения, способного взять на себя часть работы, выполняемой сегодня людьми.

Киевские кибернетики предложили для описания поведения робота теорию М-сетей. Эти сети аналогичны нейронным, по которым в человеческом организме передаются команды нервной системы. Только здесь они более крупные, упрощенные. Несколько лет назад создана была в лаборатории речевая модель с обучением. Она училась понимать человеческую речь, разговаривать — и достигла в этом определенных успехов. Слова произносили медленно, по буквам — ответы получали в том же темпе. Эта модель отнюдь не была забавой. С ее помощью устанавливали возможность проверки патологии речи — различных нарушений ее восприятия.

Представляя себе определенным образом механизм человеческой психики, распространение возбуждения по нейронным сетям, кибернетики к своим М-се-тям прибавили систему усиления-торможения (СУТ), являющуюся, по их мнению, некоторым аналогом аппарата внимания у человека. Вспомните, как мы решаем какую-то важную для нас задачу: мы сосредоточиваем свое внимание именно на ней, часто не замечая при этом ничего вокруг —

24