Юный техник 1972-08, страница 40Из архива С. И. ВАВИЛОВА БЕРЛИН, 13 мая 1926 года Дорогой Вадим Леонидович сегодня я собираюсь ехать на десяток дней в Геттинген, так что у мен» чемоданы сложены. В Берлин числа 22—25-го вернусь, но ненадолго, а потом домой. Вчера на коллоквиуме Принсхейм рассказывал нашу с Вами работу. Мне по приезде сюда предлагали ее рассказывать (самому), но я отказывался или откладывал. Не особенно приятно кряхтеть перед великими мира сего. Поэтому Пр(инсхейм) сам решил ее доложить. Сделал это он очень недурно, правда, все переворотив шиворот-навыворот, и начал с уран(ового) стекла. Присутствовал весь Олимп, то есть Эйнштейн, Нернст, Планк, Лауэ, не говорю о молодых разных Ботэ, Бозе, Ля-денбург и т. д. Принс(хейм) не скупился на разные «совершенно поражающе», «невиданно», «грандиозно», так что аудитория только крякала. Нам с Вами, между нами говоря, особенно скромничать нечего, так что могу сказать, что кругом шептались («очень хорошо» и пр.). «Сам», т. е. Эйнштейн, сделал посередке доклада свой классический) вопрос, который он делает по поводу вещей, ему понравившихся: «Где это сделано?» По поводу «дункельцайт» он отметил, что это, вероятно, результат наложения двух процессов (и без него мы это знали). Беккер заметил, что ежели так, то должна быть теперь большая темпер(атурная) зависимость этого «дункельцайта». Разные наши детали Пр(инсхейм) выпустил или так скоропалительно доложил, что, кроме меня, едва ли кто что понял. Во всяком случае, доклад сошел очень хорошо и аудиторией принят благосклонно. Кстати, я научил Пр(инсхейма), как Вашу фамилию правильно произносить надо. ки видеть истину. В старину считали (в частности, философы-идеалисты), что интуиция — способность лишь немногих, особо одаренных людей. С ней можно, мол, родиться, а знания и опыт личности на интуицию не влияют. Философия марксизма-ленинизма — диалектический материализм — не отрицает роли унаследованных способностей (всяких, в том числе зародышей интуитивности). Но в отличие от идеалистов, отрывающих интуицию от опыта и логики, диалектический материализм видит в интуиции такой скачок к истине, который совершается на основе прежде накопленных знаний и всего практического опыта человека. Человек, обладающий научной интуицией, умеет видеть чуть ли не «предметно» (как видит свои игрушки играющий в них мальчик), почти ощупывая их, даже самые отвлеченные понятия: «интерференция», «квант», «эквивалентность массы и энергии». О человеке с научной интуицией говорят, что у него предметное мышление, или очень тонкое чувство предмета. Умея четко видеть понятия и идеи, человек легче, чем другие люди, способен увидеть и развитие их — будущее своих идей и их сочетаний. Все крупные ученые обладают даром предметного мышления. Обладал им и С. И. Вавилов, и развивалось оно в нем, как у большинства (если не у всех) других больших ученых, не только на путях науки. Занимаясь, скажем, светом, Вавилов внимательно изучал, что говорили о свете надписи на египетских гробницах, Лукреций и Галилей, мифы и народные 38 |