Юный техник 1972-09, страница 61

Юный техник 1972-09, страница 61

институт он поступил поздно: кончал школу в трудные годы — нужно было помогать семье. Он начал работать — вести кружок авиамоделизма в Щербаковском Доме пионеров. И в это же время поступил на вечернее отделение авиационного техникума.

«Какой толк от детских увлечений?» У Володи вопрос так не стоял. Детское увлечение было его целью, его делом, его жизнью. И поэтому, когда после техникума Куманина взяли в одно из ведущих конструкторских бюро, никто не удивился. Кому же, как не ему, в то время уже мастеру авиамодельного спорта, работать в бригаде общих видов — группе конструкторов при Главном, которая занимается самым ответственным — «завязкой» самой машины.

Уже не в свободное время, а в рабочее пришлось Куманину строить модели. Не как любителю, а как конструктору.

Здесь первыми мысленно видели будущую машину, проектируя ее основные параметры. Здесь на чертежах появлялись контуры и размеры будущего самолета. Отсюда чертежи узлов расходились по другим, специальным, конструкторским группам. И здесь же, в бригаде общих видов, строили маленькую копию будущей стальной птицы — модель. Для чего? Чтобы подобрать коэффициенты подобия, «продувая» ее в аэродинамической трубе. Чт^бы установить, жизнеспособна ли конструкция.

Сколько моделей построил он за эти двадцать пять лет? Были учебные, экспериментальные, рекордные... Удачные и неудачные... Идеи, воплощенные в бумагу и дерево. Помните в нашем журнале: «Залп из-под воды», «Стрела» стартует с высоты» и многие другие, в то время почти фантастические?

Итогом работы в бригаде общих видов стала книга «Летающая модель и авиация», которую Куманин написал в соавторстве с А. Я. Васильевым.

А в институт он поступил 28 лет. В МВТУ имени Баумана.

Э то большой дар: и в зрелые годы уметь удивляться, видеть привычное, каждодневное всякий раз по-новому, сохранить мальчишечье восприятие мира. Оно-то и помогает подчас рождению новых идей.

В летний полдень, лежа на спине, он смотрел в синеву. Зной палил травы, и оттого висел в воздухе хмельной аромат. Где-то рядом тихо плескалась Десна...

Он повернул голову и увидел над собой ромашку. Она покачивалась под тяжестью огромного слепня. Вот слепень противно зажужжал, завибрировали его крылья, он взлетел и вдруг завис в воздухе, как вертолет. Куманин потянулся за фотоаппаратом...

Долго дивился в тот день старый пасечник: «Непонятно, на что переводит пленку этот неразговорчивый москвич? Неужто былинки да мух снимает?!»

А он и в самом деле ловил в кадры разные моменты полета слепня. И тут же зарисовывал в записную книжку устройство крыла, тут же чертил силовую схему. А может?.. Нет, надо проверить. Сначала на модели. Пока на модели...

♦ * *

Где-то в южном, восточном или западном городке ребята, может быть, тоже решают вопрос, что лучше — пробивные способности или истинное увлечение. А вдруг этот маленький рассказ о человеке увлеченном поможет им в сомнениях?..

А. АРЗАМАСЦЕВА

60