Юный техник 1972-11, страница 49

Юный техник 1972-11, страница 49

про тех раззвонили на весь мир.

Жаркое степное солнце еще не выжгло трав. То здесь, то там выскакивают из норок суслики и застывают серыми столбиками. Мирно бродя^ рядом ягнята.

Толя включил транзистор: сначала джаз, потом что-то горячо говорил голос на непонятном языке, потом звуки флейты, и наконец:

В постаревших снегах, В посеревших снегах Что-то есть от беды, Что-то есть от войны. Снег курится, как прах. Ночь без глаза, как страх, Край передний не спит — На посту чабаны!

— Ребята, это стихи Давида Кугультинова! — Толя увеличил громкость приемника.

Степь — не степь,

Степь — кипящий котел молока...

Страхом сбита отара —

Тычут мордами овцы

Друг друга в бока,

Миг — и двинет пурга

Леденящим арыком...

Притихло звено сакманщиков. А сколько таких случаев было в их Ики-Бурульском районе! Случалось, гибли отары, не возвращались чабаны...

Их девять, мальчишек Бага-Бурульской средней школы Калмыкии, которые в самую трудную пору окота пришли на помощь старшим. Толя Эрен-женов — их звеньевой. Вообще-то он в этом году стал стригалем, да не простым, а победителем республиканского конкурса. Маленький транзисторный приемник, который он взял сегодня с собой в степь,— его награда.

Мама Анатолия — стригаль. В первый раз он пришел к ней на овцеводческую ферму года три назад.

— А помочь тебе можно, • мама?

— Можно, — улыбнулась она. — Я поручу тебе несложную, но очень ответственную работу — будешь мыть ножи.

Тогда Толя обиделся: «Тоже мне работа!» Но промолчал и к делу своему отнесся очень добросовестно. И только потом, через два года, когда ему впервые самому доверили стригальную машину, он понял, как права была его мама: если ножи хоть слегка загрязнились, не ждите хорошего качества шерсти, и во времени получится проигрыш...

Совсем недавно он вернулся со Всероссийского слета ученических бригад и сегодня впервые «вышел на работу».

Поползли по небу тучи, завихрились по степи серые клубки пыли.

...Манджи первым заметил опасность:

— А ну, ковбои, по коням!

— Не ковбои — чабаны, — тихо поправил Цебек.

«Пейте молоко»

Лампочки вспыхивали одна за другой: буква, другая, третья, слово, фраза... «Пейте свежее молоко», — прочитала Ира и засмеялась. Конечно, пейте свежее молоко, дорогие ленинградцы! Это ведь и они, девчонки-девятиклассницы Боль-шеврудской школы пригородного совхоза, заменили нынешним летом ушедших в отпуск доярок, и совхоз бесперебойно снабжал молоком ленинградские магазины.

Приезжая по делам в город на Неве, Ира любит побродить по вечерним улицам. «В целом мире нет, нет красивее Ленинграда моего...» И все-таки... Все-таки ее всегда тянет домой, в родное село. Вспомнилось Ире, как приезжали недавно в их школу корреспонденты. «Ну, кто из вас собирается связать

48