Юный техник 1973-09, страница 61

Юный техник 1973-09, страница 61

лоом, Леня с ног собьется, а будет искать именно такой резистор. Оказалось, когда знаешь процессы, происходящие в радиоустройстве, не будешь читать схему как инструкцию, а поразмыслишь немного. Вот тут, скажем, можно поставить и меньше на пару килоом, ничего страшного не произойдет. Тут вообще десяток в ту или другую сторону не имеет значения. А вот здесь нужна точность.

Иногда Роланд Вильевич садился за монтаж сам. В такие минуты все следили за его руками — всегда находилось чему поучиться. Бывало на первых порах — закончил Леня схему, включил и демонстрирует: мол, слушайте, работает. Вроде все в порядке. Но тут кто-нибудь на стол облокотится или толкнет нечаянно, и от этого ничтожного сотрясения пайка где-нибудь разойдется, и все — звук оборвался. На живую нитку было сделано, кое-как держалось.

Сейчас Леня так монтаж оформит — даже если уронишь нечаянно, ничего там не шелохнется.

Как-то ребята поостыли к приемникам и увлеклись усилителями, звуковыми колонками, электрогитарами. От музыки к вечеру глохли все в лаборатории. Тут Роланд Вильевич и стал объяснять всем, и Лене в том числе, что дружба музыки с радиотехникой очень хрупкая, радиотехника только до какого-то предела помогает музыке, а потом начинает мешать. Вот собрали усилитель, в нем ватт пятьдесят мощности, хоть на рыночной площади устанавливай. А музыка куда девалась? Нет музыки, одна громкость осталась. Нюансы исчезли, тембры разных инструментов слились, ни о каком пиано, а тем более пианиссимо не может быть К речи. Надо побольше настоящую музыку слушать, тогда с ней осторожнее обращаться будете.

С гитарами опять же... Каждый мечтает слепить электрогитару, а играть по-настоящему многие ли умеют? Так, трень-брень, два аккорда на все случаи жизни.

Выходит, Роланд Вильевич Леню не только радиотехнике учил, а и музыке тоже. Ну не играть, а хотя бы уважать.

Однажды Роланд Вильевич в разгар работы вдруг поднял руку, потребовал внимания и, когда ребята обернулись к нему, спросил:

— Все знают, как наш кружок называется?

— Знаем, конечно. Радиоконструкторский.

— Вот именно. До сих пор вы копировали готовые схемы. Теперь давайте проявлять инициативу. Учитесь конструировать. Сразу не получится, конечно. Попробуйте сперва немного видоизменить привычную схему. Потом научитесь разрабатывать свои.

Немного времени прошло — Роланд Вильевич в эти дни особенно внимателен был к ребятам, — и на самом деле стали инициативу проявлять. Например: «Нет, не буду я выходную часть так делать. Ненужные сложности. Вот это я уберу, и это тоже, а взамен поставлю всего-навсего один трансформатор. Только его надо рассчитать хорошенько».

Ну а рассчитать, и проверить, и измерить есть где. Роланд Вильевич не устает повторять, что уметь обращаться с электроизмерительными приборами — главное в радиотехнике, и соответственно оборудовал лабораторию. Какие хочешь приборы стоят. И заводские, и самодельные.

57