Юный техник 1974-01, страница 16

Юный техник 1974-01, страница 16

большее время. Где предел и есть ли он, словно спрашивают люди каждым новым своим космическим экспериментом Природу.

По окончании работы секции биоастронавтики состоялась одна из самых интересных пресс-конференций на конгрессе.

— Через некоторое время после наступления невесомости, — отвечает на вопрос журналистов врач-космонавт Б. Б. Егоров, — мы почувствовали некоторую тяжесть в голове. Это был естественный в отсутствие силы тяжести эффект перераспределения крови в организме — она прилила к голове. Практика полетов показала, что все недомогания, вызванные невесомостью, исчезают у космонавтов примерно на пятые сутки полета.

Вопрос из зала:

— Одинаково ли воздействует невесомость на животные организмы различных видов?

— Опыты свидетельствуют, что нет, — говорит профессор фон Бек (США). — При отсутствии гравитации физиологические функции низших организмов нарушаются сильнее, чем у более высокоорганизованных животных. Похоже, что в этом смысле мы можем говорить о некоем «феномене человека»: надежность, гибкость его организма, способность приспосабливаться к необычным, тяжелым условиям,

по-видимому, — в отличие от остальных представителей животного мира — колоссальна. Мне думается, что в известном смысле человек — биологически не-разрушаемая система. Поэтому считаю, что очень длительные космические полеты людей в отсутствие силы тяжести возможны.

...Да, ученые знают, что шутить с невесомостью нельзя. В десятках лабораторий разных стран медики, биологи ведут хитроумные опыты, пытаясь имитировать воздействие длительной невесомости на человека в земных условиях. Изобрели, например, кровать, лежа на которой, как ни пытайся, невозможно на что-либо опереться или облокотиться. И в таких кроватях, словно в каком-то затяжном падении без парашюта, добровольные подвижники науки проводят долгие трудные недели. Когда же заканчивается эксперимент и человек возвращается на «твердь земную», его и ноги нетвердо держат, и голова начинает кружиться, и сердце работает не так, как хотелось бы.

Вот и выясняется, что организм наш, лишенный земной опоры, физических нагрузок, активного движения — всего, что он испытывает в обычных условиях непрерывно, — начинает как бы «дряхлеть». Слабеют мышцы, сдает сердце, расстраивается «от безде-лия» вестибулярный аппарат.

Напрашивается естественный вывод: найти для условий невесомости такой комплекс упражнений и нагрузок, которые бы позволили организму сохранять работоспособность и высокий жизненный тонус. И задача эта наукой успешно решается. В полетах были испытаны, например, специальные «велосипеды», на которых члены экипажей каждый день «ездили» по полчаса, часу и больше — создавалась солидная нагрузка на сердечно-сосудистую систему.

Ну а как в отсутствие силы тяжести нагрузить, скажем, позво

14