Юный техник 1974-01, страница 8

Юный техник 1974-01, страница 8

машины, то на буровое и песо-техническое оборудование, то на тракторные газогенераторы.

К чехонинскому станку подходил тогда мастер Степан Игнатович

— Посмотри-ка, Павел, как, думаешь, лучше сделать?

И Чехонин, разгладив чертежи, задумывался.

А потом о результатах «колдовства» инструментальщиков говорили люди в других цехах, там, где обретали жизнь новые машины.

Великая Отечественная война... Одни Чехонины пошли на фронт. Другие остались у станков, и с ними Павел Михайлович. Он с гордостью, с болью говорит о том времени. Нужно было полностью демонтировать завод, перевезти его за тысячи километров и вновь воздвигнуть в глубоком тылу, на пустом месте, чтобы поскорее наладить для фронта производство снарядов и авиабомб. Работали по 12 и больше часов в сутки...

— Мы вернулись летом сорок четвертого, — вспоминает Павел Михайлович. — Родной завод лежал в руинах. Вздыбился в небо уродливый скелет строительных ферм полуразрушенного прокатно-мартеновского цеха. Зияли провалами стены литейного цеха. Вокруг — хаотическое нагромождение кирпича, камня, земли... Но в декабре 1944 года здесь все же заработали первые токарные станки.

Пустил свой фрезерный и Павел Чехонин.

С первых дней шестой пятилетки завод стали называть Онежским тракторным — ведь это он, один из первых в стране, освоил выпуск трелевочных тракторов, предназначенных для вывозки леса. Очень скоро тракторы с маркой ОТЗ появились во многих уголках Союза и далеко за его пределами. В 1971 году за успехи в тракторостроении Онежскому заводу вручили орден Октябрьской Революции.

« • *

В то февральское утро 1 г° да пришел он на завод, как в да, раньше положенного. Вошел в свой цех, включил станок и с головой ушел в работу. Незаметно бежало время. Вдруг слышит:

— Павел Михайлович, взгляни!

Перед ним стоял редактор заводской многотиражки. В pyj ках — черновой оттиск газетной страницы. Чехонин остановил станок. Взял газету. В глаза бросилось набранное крупным шрифтом слово «Указ». Героя Труда? Ему — Чехонину?!

Стали звать к телефону. Поздравляли. Желали успехов. Как в полусне отвечал на приветствия товарищей, говорил что-то в микрофон корреспонденту радио. Потом тут же, у его станка, состоялся митинг. А дома — телеграммы, телеграммы, телеграммы.

...Ровно в двенадцать во втором механическом к помосту, на котором установили стол, покрытый красной скатертью, собрались сотни людей. Стихли станки. Рабочие выбирали лучшего из лучших.

Кончились речи. Прозвучало короткое:

— Кто «за»?

В тот день собрание онежцев единодушно решило выдвинуть кандидатом в депутаты Верховного Совета СССР по Петрозаводскому избирательному округу № 387 фрезеровщика, Героя Социалистического Труда Павла Михайловича Чехонина. Так Чехонины, работные люди, стали впервые людьми государственными.

...Тихим мартовским вечером к ярко освещенному Дому культуры Онежского тракторного завода стекались люди. Поднимались в вестибюль, проходили в зал, шумио рассаживались в кресла.

В президиуме заняли места

6