Юный техник 1975-02, страница 26в порт не вошел большой корабль, привезший особо важный груз. Его требовалось разгрузить немедленно. Но как это сделать? Все причалы заняты, корабли на рейде ждут своей очереди. Положим, баржу на третьем причале можно снять временно с разгрузки, но бригады грузчиков, работающей на ней, все равно будет недостаточно. Надо брать людей с другого участка. Кроме того, на причале нет подъездных путей, он рассчитан на промежуточное складирование. Груз же требует прямой разгрузки. Как решить такую головоломку, да притом быстро?! Проблему управления всегда принято было сводить к нахождению оптимального решения. В порту надо оптимально разместить корабли по причалам, космонавту в космическом корабле нужно как можно быстрее и с наименьшими затратами топлива достичь цели. Для любителей точных формулировок можно дать строгое определение. Стратегия поведения называется оптимальной, если она позволяет достичь намеченной цели с наименьшими значениями критериев качества. Каким же образом нам могут помочь в этом автоматы? Самый простой и логичный путь — с помощью электронно-вычислительной машины перебирать и оценивать все возможные варианты. Поначалу метод перебора представлялся ученым удовлетворительным. Но чем сложнее делались проблемы управления, тем яснее становилось: с ростом количества возможных вариантов время, которое затрачивает ЭВМ, чтобы перебрать их все, становится настолько велико, что пропадает необходимость в самом решении. На крупном железнодорожном узле, к примеру, если управление движением поездов поручить машине, самая быстрая современная ЭВМ не справится с этой задачей. Пока она обсчи тает все возможные варианты движения, не исключено, что произойдет несколько крушений. А направить работу большого порта — задача гораздо более сложная. Получается парадоксальная ситуация: без АСУ прогресс немыслим, ведь человек уже ие в силах оптимально без помощи автоматов управлять созданными им самим сложными системами. Но и машин, которые справлялись бы с задачами высокой сложности, не существует — современные АСУ хорошо решают только относительно простые задачи. Происходит так потому, что мышление человека в корне отлично от логически строгого машинного перебора. Значит, давайте создавать мыслящие машины по примеру мышления человека? Снова мы возвращаемся к классическому вопросу: «А может ли машина мыслить?» Английский математик А. М. Тьюринг в своей работе, которая так и называется, вместо ответа на этот вопрос предлагает своеобразную «игру в имитацию». В ней участвуют три человека: мужчина, женщина и некто третий. Все трое изолированы друг от друга. Третьему предстоит выяснить: в какой комнате мужчина, а в какой женщина, задавая им вопросы, к примеру: «Прошу вас сообщить мне длину ваших волос». Задача одного из партнеров (мужчины, например) — ввести спрашивающего в заблуждение. Он может ответить: «Недавно я коротко постриглась, но самые длинные пряди достают до плеч». Цель второго партнера всячески помогать спрашивающему. Так. женщина может делать прямые заявления, вроде: «Женщина я, не слушайте его». Однако сообщения такого рода при всей их правдивости ничего ие значат для спрашивающего. Ответы он получает, не видя и не слыша собеседника, отпечатанными иа машинке. Спрашивающий знает, что 24 |