Юный техник 1975-02, страница 24

Юный техник 1975-02, страница 24

катод, но на маленьком экране. Затем оптическим путем без потери яркости можно снова рассматривать изображение должным образом.

Такова была идея. Но каждому экспериментатору ясно, как трудно построить хороший вакуумный прибор. Особенно в условиях, в которых мы тогда находились. По утрам мы садились за сварочный станок и по очереди — просто уставали руки и глаза — занимались ювелирной работой по сборке элементов конструкций этих вакуумных приборов. Помню бесчисленные неудачи, наше разочарование, беспощадный разбор экспериментов. А тут еще морозы за тридцать. Под угрозой водоснабжение лаборатории — в сущности, остановка работы. Аврал для всех. И мы, под предводительством Льва Андреевича, напялив ватники, лезем под землю и выправляем соответствующие магистрали.

К середине сорок третьего года наметился успех в эксперименте. Но дальше восьми физикам и одному стеклодуву делать было нечего, и мы поехали в Москву передавать наше детище в другие руки... И там все пошло и поехало дальше».

По заданию Ленинградского горкома партии физико-технический институт создал зажигательную смесь, горевшую на вражеских танках и под дождем, а также разработал новые подрывные противотанковые средства. Научные сотрудники этого института участвовали в создании «Дороги жизни», проложенной по льду Ладожского озера. Ее эксплуатация была сложным делом, так как при движении по льду транспорта развивались явления резонанса, приводившие к деформациям ледового покрова и провалам автомашин под лед. Под руководством члена-корреспондента АН СССР П. П. Кобеко ученые изучили вязкость, грузоподъемность, условия проломов ледового покрова и

установили правила безопасности движения автоколонн по льду. Следить за деформациями льда при движении по нему транспорта помогали разработанные профессором Н. М. Райновым приборы-автоматы, получившие название «прогибографов». Такие приборы, изготовленные в физико-техническом институте, были установлены на Ладожском озере.

Исследования выдающегося советского физика академика А. Ф. Иоффе содействовали успешному выполнению многих оборонных заданий, в частности, его достижения в области физики металлов использовались для обеспечения электроэнергией партизанских раций.

Для этого, по предложению ученого, были сконструированы котелки с дном из термоэлементов. В них наливалась вода, и, когда они помещались в огонь костра, за счет перепада температур вырабатывался электрический ток.

Теперь мы знаем, сколько не только знаний, но и мужества, геройства проявил Игорь Васильевич Курчатов в те трудные годы. Вместе с профессором А. П. Александровым он был командирован на Балтику, а затем для усиления Черноморской группы был переведен в Севастополь.

В результате своевременного проведения размагничивания наши корабли не имели потерь и повреждений от немецких магнитных мин.

Акустические мины противника уничтожались тралами, созданными под руководством члеиа-кор-респондента АН СССР Н. Н. Андреева.

Нет возможности перечислить все проблемы, которые решали в годы войны ученые, Академия наук. Не только солдат на фронте, но и ученый в лаборатории приближал День Победы над фашизмом.

Б. ЛЕВШИН, директор Архива АН СССР

22