Юный техник 1975-03, страница 69водство и потребителя в десять раз сложнее. Скажем, дизайнер работает над проектом новых наручных часов. И вот с самого начала работы происходит как бы раздвоение личности художника-конструктора. Художник говорит: «Давай сделаем часы в виде четырехконечной звезды — это красиво...» — «Да что ты! — удивляется конструктор. — Тогда длина стрелок может быть только очень небольшой, чтобы они умещались в самом центре твоей звезды. Не могут же стрелки скакать по воздуху от одного острия до другого — это во-первых. Во-вторых, острия звезды будут колоть руку..:» — «Их можно закруглить! Правда, это будет не так красиво...» — «Все равно они будут упираться тупым острием в сгиб кисти руки — это мешает человеку... В-третьих, механизм часов может быть только маленьким, а мы делаем проект для завода, выпускающего большие, надежные в работе механизмы...» И так далее. Это, так сказать, упрощенная модель внутреннего спора, с которого начинается каждая новая работа художника-конструктора. Дизайнеры, как правило, специализируются в какой-либо отрасли промышленности: проектируют средства транспорта или бытовые .электроприборы, станки, мебель или, например, письменные принадлежности. Редкий дизайнер может работать в различных областях производства. Ведь ему необходимо знать устройство проектируемых вещей не в общих чертах, а в деталях. Знать и историю, скажем, того же автомобилестроения, представлять себе пути его технического развития. То есть дизайнер должен в определенной степени обладать знаниями инженера-механика (авто,-эяектро,- радио,- пневмо- и т. д.). Художник, работающий в промышленности, должен быть и специалистом в материаловедении — знать свойства металлов, пластмасс, пород дерева. Ведь внешность вещи, по крайней мере, наполовину зависит от того, из чего она сделана. И опять-таки что значит «сделана»? Вырезана, отлита, отштампована? А можно ли из такого материала отлить, вырезать, отштамповать? И это должен учитывать дизайнер, а значит, он отчасти и инженер-технолог. Короче, дизайнер — это человек широкой технической эрудиции. Причем эта эрудиция понадобится ему и тогда, когда проект уже завершен и дело продолжают другие — изготавливают опытный образец. Делают это мастера-рабочие — слесари, токари, фрезеровщики, модельщики, специалисты других профессий. Дизайнер должен уметь объясняться с ними не на пальцах, а точным техническим языком. Кстати, часто и рабочие помогают дизайнерам и конструкторам, предлагая различные усовершенствования. Таковы особенности труда дизайнера, связанные с тем, что он работает на стыке нескольких направлений человеческой деятельности — эстетики, техники, экономики. Но даже если художнический замысел вещи технически выполним, рентабелен, то и это еще не значит, что дизайнер добился успеха, его проект удался. Вновь спроектированная вещь будет находиться в общении со множеством людей, должна войти и в многообразный мир вещей, уже существующих. Как она приживется? Здесь очень важен большой художественный вкус автора, чувство современной формы. Непросто художнику вписать новую модель в наш мир так, чтобы она была естественной в нем. Приведу пример. Около двух десятилетий назад — во времена, когда мир удивлялся скоростям реак- 5 «Юный техник» № 3 65 |