Юный техник 1975-08, страница 70Заготовленную глину промойте и удалите из нее различные примеси следующим образом. Положите глину в ведро или таз, залейте водой и тщательно размешайте до получения однородной массы. Через несколько часов камни и песок осядут на дно, а всевозможные легкие примеси всплывут. Переложите глину в широкую посуду, дайте подсохнуть, потом тщательно перемните. Готовая для работы глина должна напоминать тесто и легко отставать от руки. Глины, содержащие значительное количество песка, называют тощими. Тощие глины пригодны для изготовления более крупных вещей с обобщенными формами. Мелкие изделия с тонкой проработкой деталей лепят из жирной глины, не содержащей песка. Чтобы глине придать некоторые дополнительные качества, в нее вводят всевозможные примеси. Керамика станет более легкой и прочной, если в нее ввести немного опилок. Народные мастера Таджикистана вместо опилок добавляют в глину пух камыша-рогоза или тополя. Добавление в глину окиси железа или шамота значительно ускоряет обжиг. Приготовляют шамот из толченых черепков или красного кирпича. Толченый кирпич просеивают, удаляют керамическую пыль, добиваясь крошки, не' превышающей размера просяного семени. Шамота в глине должно быть не более одной пятой части общей массы. Для лепки нужно Заготовить специальные скульптурные инструменты — стеки. Стеки вырезают из твердой древесины самшита, груши, яблони, бука или березы. Для влагоустойчивости. стеки протирают льняным или любым другим растительным маслом. На первый случай лучше всего сделать три стека. Рабочую часть одного из таких стеков делают из стальной проволоки, укрепив ее, как показано на ри- 5* сунке. Этим стеком удобно срезать лишнюю глину. Но основными «инструментами» при лепке всегда оставались пальцы. Следы пальцев вносят рукотворность в керамическое изделие, придают особую мягкость формам. Поэтому не следует увлекаться работой стеками, и помните, что основное назначение стеков — проработка мелких деталей и удаление лишней глины. Сосуды, как правило, формуют на гончарном круге, но можно обойтись без него, прибегнув к старому способу лепки сосудов вручную. Вначале вылепите дно сосуда в виде круглой пластины. Затем раскатайте небольшие куски глины в жгутики. Жгутики наращивайте виток за витком, укладывая их шире или уже в зависимости от требуемой конфигурации сосуда. Теперь изделие нужно декорировать. Существует множество способов отдепки керамики. Один из древних способов — лощение — поражает своей простотой. Поверхность подсохшего изделия натирают стеклянным пузырьком или любым другим гладким предметом, уплотняя верхний слой глины до появления блеска. После обжига блеск становится более сильным. Лощеную посуду можно смело Гончар. Рисунок на античной вазе. 67 |