Юный техник 1975-08, страница 71yL применять в хозяйстве, так как она достаточно влагоустойчива. На Руси лощеную посуду с декоративной целью дополнительно подвергали чернению. Для этого в конце обжига в печь бросали какое-нибудь дымящееся топливо — например, вар. Впитывая дым, сосуды становились черными, сохраняя блеск. Есть еще один способ чернения посуды. Раскаленную керамику бросают в опилки или в рубленую солому. Остывая, она приобретает черный цвет. В керамике широко применяется способ декорирования жидкими глинами — ангобами. Если украшаемое изделие изготовлено из красножгущейся глины, то ангобы приготавливают из бело-жгущейся глины. Глину разводят до густоты сметаны и наносят на изделие кистью или резиновой грушей. Добавляя в глину окислы металлов, можно получить разноцветные ангобы. Сернокислый кобальт дает синий цвет, перекись марганца — коричневый, окись хрома — зеленый, окись никеля —■ желтый, окись железа — красный, смесь окисей хрома, марганца и кобальта — черный. Окрашивать керамику можно непосредственно окислами металлов без добавления жидкой глины. Управлять в керамике различными оттенками цвета — сложная задача, и только многочисленные пробы в состоянии решить ее. Сделайте из керамической облицовочной плитки своеобразную палитру. Нанесите на нее мазки разных ангобов, запишите, в каких пропорциях и какие окислы вы добавляли, затем обожгите в печи. Таких плиток 1 — чернолощеный двойной сосуд. 2 — блюдо. Техника сграфит-то. 3 — кринка. Глазурь. 4 — древний сосуд. Гравировка. 5 — чер-нолаковый сосуд. 6 — игрушка. Темпера. 7 — кувшин. Штампованный орнамент. 8 — игрушки. Роспись ангобами. 68 I |