Юный техник 1975-08, страница 72можно сделать несколько. Они будут необходимым справочным материалом при подборе нужных цветов. Яркий декоративный эффект дает техника сграфитто. Слегка подсохшее глиняное изделие полностью или частично покрывают слоем ангоба. После того как ангоб загустеет, но не потеряет пластичности, стеком выскабливают нужный рисунок, обнажая нижний, более темный слой глины. До сих пор находят археологи в поселениях древнего человека отдельные черепки и даже целые сосуды, украшенные так называемым текстильорнаментом — отпечатками грубых тканей и сетей. Штампованный орнамент можно попробовать выполнить с помощью деревянных штампиков, предварительно вырезав на дереве различные элементы узора. Обжигать глину удобно в муфельной печи, которая продается в учколлекторах и есть почти в каждой школе. В печь загружают изделия, предварительно просушенные в течение пяти — шести дней при комнатной температуре. В печи под действием высокой температуры глина теряет связанную с ней химически воду и становится влагоустойчивой и прочной. Обжигают глину примерно около трех часов. Обожженную, но не покрытую глазурью глину называют терракотой. По окончании обжига печь выключают, и изделия остывают прямо в печи. Покрытую глазурью керамику называют майоликой. Глазурь, или полива, тонким стекловидным слоем покрывает керамическое изделие, делая краски и ангобы яркими и сочными, полностью предохраняя их от влаги. Известен народный способ приготовления глазури. Разогревают на огне бутылочное стекло и бросают его в холодную воду. Стекло покрывается мельчайшими Последовательность лепии сосуда из жгутиков. трещинами и легко рассыпается. В ступке стекло перетирают в порошок, похожий на муку. Порошок разводят водой и добавляют в него клейстер. Изделия поливают этим составом и дают просохнуть, после чего снова загружают в печь, где выдерживают около трех часов. В некоторых случаях глазурь на керамических изделиях можно имитировать. Всевозможные украшения, мелкую декоративную скульптуру и настенные плиты вполне допустимо покрывать вместо трудоемкой глазури различными лаками. Внешне они ничем не отличаются от глазури, но намного упрощают работу, не снижая художественных достоинств керамики. Подтверждение тому абашевские игрушки, с большим вкусом расписанные масляной змалью, знаменитые болгарские чернолаковые сосуды. Г. ФЕДОТОВ Стеки для лепии из глины. 69 |