Юный техник 1976-01, страница 48

Юный техник 1976-01, страница 48

циях, как замена винта у корабля среди полярных льдов. Этого никто никогда до экспедиции на «Сибирякове» не мог, не решался сделать.

В этой книге вы узнаете множество интересных сведений из истории освоения Севера.

Вы познакомитесь с тем, как болезненный, слабый мальчик стал великим человеком, как он побеждал и время, и горы, и льды, как находил решения сложнейших научных проблем, мужественно боролся со смертельным недугом и работал, работал до последнего мгновения жизни.

Чужую жизнь нельзя повторить, но задуматься о том, как построить свою, прочитав книгу об Отто Юльевиче Шмидте, можно.

Это 44-й выпуск библиотечки. А следующий, 45-й, рассказывает еще об одном замечательном человеке нашего, XX века, Огю-сте Пиккаре. Называется она «Дважды первый». Автор Леонид Репин.

Почему-то только о врачах, о тех, кто изобретает новые способы лечения, вакцины, лекарства, есть множество вошедших в книги сведений, рассказывающих, как они на себе испытывали свои изобретения. Это был их долг, великий и драматический. А люди других профессий? Считается, что лишь конструкторы мостов добровольно становятся под своим детищем и пропускают над головой первый поезд, чем доказывают свою уверенность в надежности сооружения.

Но вот перед нами Огюст Пик-кар — швейцарский физик и инженер.

Блестящий физик. И блестящий инженер.

Он рассчитал и создал стратостат и первый поднялся в стратосферу — задолго до реактивных самолетов и ракет. Он нико

му не мог уступить место в гондоле не ради славы, ради научного долга, ради риска, которому подвергается первый, отправляющийся в неведомое, непознанное на еще не испытанном, собственном аппарате.

Он рассчитал и создал «стратостат» океанских глубин — батискаф. Занял место в его гондоле, чтобы взять на себя риск первого погружения в неведомые глубины, откуда никакими -спасательными средствами невозможно было бы поднять батискаф в случае аварии. Но... заметьте, что говорит Пиккар. «Исследователь не должен необдуманно бросаться навстречу опасности. Стремление ученого должно быть направлено к тому, чтобы использовать свои знания, предвидеть опасности, глубоко изучить все подробности и уметь применить дар математического анализа всюду, где это возможно. Если ученый убежден, что он сумел устранить заранее возможные опасности, что он ни о чем не забыл, только тогда он может доводить до конца свой труд».

Об этом замечательном человеке и о его строго рассчитанном пути к научному подвигу рассказывает книга.

Если вы сумеете прочесть подряд эти две книги, то увидите, как различны их герои — ученые разных стран — и как много общего между ними. Общее — это преданность научному долгу, ум, помноженный на мужество. Именно это и привело их к подвигу, поставило в ряды пионеров, первопроходцев XX века.

С. СЛАВИН

45