Юный техник 1976-01, страница 59

Юный техник 1976-01, страница 59

окно

В НЕВИДИМУЮ ВСЕЛЕННУЮ

Со времен Галилео Галилея люди, направляя телескопы в глубины вселенной, не подозревали, что видят до обидного мало. Первый шаг к тому, чтобы рассмотреть невидимое, был сделан радиоастрономией. И дело здесь не только в погоне за открытиями — квазаров, пульсаров, нейтронных звезд. Каждый новый объент — это еще и путешествие в прошлое вселенной. Но и радиоастрономия не всесильна. Сегодня на помошь ей приходят новые методы.

РЕНТГЕНОВСКОЕ НЕБО

18 июня 1962 года с полигона Уайт-Сэндс (США) запустили обычную геофизичесную ранету, оснащенную детектором рентгеновских лучей для изучения солнечной активности. Во время полета был обнаружен мощный потон рентгеновсного излучения, но не от Солнца, а из района созвездия Снорпиона! Этот рентгеновсний источник назвали СО Х-1. Эксперименты с детенторами ренгтенов-скнх лучей продолжали на других ранетах и обнаружили целый ряд носмичесних рентгеновских звезд.

Особенно успешным оназался запуск первого специального рентгеновсного спутника. Обработав лишь часть полученной информации, исследователи обнаружили более 100 новых рентгеновсних «звезд»! Примерно три четверти этих источников концентрируется в плоскости нашей Галактики, остальные вне ее.

Рентгеновснйе источнини редко бывают постоянными по своей интенсивности. Чаще всего они пульсируют, подобно знаменитым радиоисточнинам — пульсарам. Но вот что интересно: большинство радиопульсаров не являются рентгеновскими источниками. И наобо

рот: недавно отнрытые пульсары С Х-3 (Центавр Х-3) и Н Х-1 (Геркулес Х-1) являются сугубо рентгеновскими. По-видимому, радио- и рентгеновснйе пульсары — различные по своей природе объен-ты. Большинство астрофизинов полагает, что обычный пульсар — это вращающаяся одиночная нейтронная звезда. Рентгеновсний же пульсар — одна из двух звезд, составляющих тесиую звездную пару. В таких системах возможна так называемая акнреция — перетекание вещества. Невероятно тяжелая нейтронная малютна обладает огромной силой тяготения и «высасывает» вещество из своей громадной соседни. Вот это вещество — плазма — нагревается до очень высоких температур и светится в рентгеновском диапазоне длин волн. А пульсирует источник оттого, что при вращении вонруг общего центра масс большая звезда периодически закрывает от нас своего «ненасытного» спутнина.

Многие объекты во вселенной открыты уже по рентгеновсному излучению. Это пульсар в Крабо-видной туманности, рентгеновснйе пульсары, квазар ЗС 273 и даже, нан утверждают некоторые специалисты, знаменитая черная дыра с Х-1 (Лебедь Х-1).

СЮРПРИЗЫ НЕЙТРИНО

Сорок пять лет назад Вольфганг Паули произнес ставшие теперь знаменитыми слова: «Я совершил сегодня нечто ужасное. Физину-теоретику никогда не следует этого делать. Я предложил нечто, чего никогда нельзя будет проверить экспериментально».

Тан Паули охарактеризовал свою гипотезу о существовании нейтрино. Справедливость ее блестяще подтвердилась последующими экспериментами и теоретическими построениями. Неуловимая, не имеющая массы и электрического

заряда «нейтральненьная» (тан ее назвал итальянский физин Энрико Ферми) завоевала право на жизнь.

И все же в одном велиний физик был не прав. Частицу, ното-рую, кан он предсказывал, нино-гда не удастся зарегистрировать из-за ее слабого взаимодействия с веществом, удалось поймать в сети, расставленные физиками. В 1956 году в детенторе, содержащем пять тонн тетрахлорэтилена, рядом с мощным реантором, дающим потон в сто миллиардов нейтрино через квадратный сантиметр

56